Главная / Статьи / Отчеты

Анастасия Митина
Раздел:Отчеты

Песни пустынного ветра в каньоне. Иордания, февраль, 2014

Небольшой отчет участницы похода по Иордании. В него вошли впечатления о шести местах нашего путешествия. Каньоны Мертвого моря, Мертвое море, замок крестоносцев Карак, пустыня Вади Рам, Большая Петра, Малая Петра и ее окрестности. В следующей части будет описание нашей пятидневной разведки каньонов южнее Петры.

Часть первая. По каньонам с термальными источниками.
Перед спуском в каньон. Поход в горы Иордании

Теплые каньоны Иордании близ Карака. Все каньоны в районе Карака потрясающе большие, длинные и во многих находятся национальные парки. Все они разные по сложности прохождения. Текут по ним реки, впадает много термальных источников (по идее, они впадают в Мертвое море, но на деле до впадения всю воду разбирают на орошение).

Поход в горы Иордании. Теплые каньоны близ Карака

Так как я очень люблю каньоны за их особый замкнутый мир, даже на мой искушенный вкус иорданские каньоны – великолепны и величественны. Они заставляли нас порой пищать от восторга... Красота неимоверная!

Иорданские каньоны – великолепны

Но что еще важнее: при всей, порой, готической красоте и возвышенности, они были к нам очень дружелюбны, что ли. Добрые места, очень уютные они! Хотя вот лагерем, теоретически, в Иордании стоять нигде нельзя в дикой местности, как и ходить без местных гидов.

Поход в горы Иордании

Шли мы по одному(!) из таких каньонов два дня: по щиколотку в теплой воде... Стоял февраль месяц, но мы были в Раю, а там всегда тепло и даже жарковато! Ночевали в палатках в первую ночь: на берегу журчащего источника. Слушали ночью, как вплетаются в удивительную мелодию ночные звуки потрескивания нашего костра, шелест и шепот ветра в камышах, плески воды.

Иорданские каньоны

Поход в каньоны Иордании

Поход в горы Иордании. Каньоны Мертвого моря День мы шли по нашему каньону, как будто плыли, по его теплому руслу. Каньон на наших глазах преображался полностью. Стало больше пальм на склонах, целые висячие сады громоздились на отвесных стенах и нависали над нами. Они то сужались, то поднимались ввысь, загораживая солнце, то почти сомкнулись над  нашими головами. Воздух стал густым и совсем влажным, как в пещере, всюду со стен побежали ручейки, капели, каньон окрасился в глубокие зеленые и оранжевые тона, на нас глядели отовсюду тысячи невидимых глаз, эхо стало глубоким, все стало глубже и гуще, повисли сталактиты, папоротники, вьюнки – это была настоящая будущая или уже прошлая пещера… Преодолели небольшую водопадную ступень с веревками и пошли далее. Превращения каньона на этом не закончились.

Вторую ночь провели в оазисе нашего же каньона в его широкой части, в камышовых зарослях среди пальм. Ночь была волшебная, и мы долго сидели у пальмового костра, вели беседы со слов, начинающихся исключительно с буквы «П»: «Пожалуй, пойду пописать по пустыне…». Когда готовились ко сну, из камышей вылез большой камышовый кот и гремел нашими мисками, старательно их очищая от рыбного риса.

Каньон. Поход

Следующий день продолжаем идти вниз по каньону, близится Море. Но увидели мы его лишь к вечеру. А каньон наш превратился в пустынный, выветренный, песчаный. Светло-желтые стены его, казалось, меняют очертания всякий раз после дождя.

Неожиданная водопадная ступень. Поход в горы ИорданииЕще были: красивый и мощный водопад, небольшой грот и дверь в скале (за ней вход в заваленную шахту), неожиданная водопадная ступень. Когда мы уже совсем расслабились, каньон вдруг «свалил» водопадом резко вниз, снова доставали веревку… На вершине горы грот с сидящим в нем Буддой.

Вышли к трассе, увидели Мертвое море, поспешили убежать от лезущей со всех сторон цивилизации: шума, дыма и гвалта. Снова спрятались на ночь при входе в другом каньоне. После нескольких дней нашего уединения от цивилизации попадание в нее очень болезненно всегда.

Часть вторая. Выход к Мертвому Морю.

Заночевали в маленьком  каньоне, в котором ребята вырыли вполне приличный родничок, так как другой воды тут, увы, не было. Ребята спали эту ночь под звездным небом Иордании.

Поход в горы Иордании

Утром мы увидели сияющее Море. Почему-то очень хотелось к нему, хотелось прийти к нему и чтоб вокруг не было ни души, кроме нас. Так все и вышло. Ощущения остались очень необычные. Мне море показалось "живым", не похожим на другие моря-океаны. Оно пахло солью. И оно со мной разговаривало на каком-то древнем, давно забытом языке. Оно говорило мне: «Если так и пойдет дальше, совсем скоро я умру и меня не станет на этой земле, останется лишь белая соль, но и ее вскоре поглотит жадное человечество».

Поход в горы Иордании. Как невесомость

Мы вошли в море и легли на его необычную поверхность…

"Зависание" в этой необычной субстанции приносит какое-то непередаваемое удовольствие, ни с чем несравнимое. Как невесомость в космосе. Да! Это просто космическое море!

Мы увидели его ярко-бирюзовым в белоснежных кружевах морской пены,  под ясно-голубым небом. Во всей красе - оно было сияющим большим, древним и мудрым существом!

Мертвое море

Каждый год море мельчает (умирает) на 1 м. Виной тому естественное испарение, добыча минералов на заводе на берегу, искусственное испарение. На данный момент его питает только река Иордан, которая в наши времена не столь полноводная (почти всю ее разбирают на орошения). Источники из каньонов также не доходят до моря. Это уникальное море и оно такое единственное!

Далее было смешно: выбрались с рюкзаками на дорогу, и к нам тут же подъехали дяди на машине с пулеметом. Познакомились; сказали, что на море нельзя купаться - тут граница, откуда вы, куда вы? Накормили апельсинами-помидорами-огурцами и лепешками. Придумали нам новые имена. Загрузили в кузов с овощами и повезли к другой точке дороги, заказав нам машину до Карака. Попутно учили нас арабскому, а мы их - русскому.

Часть третья. Замок крестоносцев Карак.

Замок крестоносцев Карак После моря и небольших приключений с иорданскими погранцами мы попали в грязный город Карак. Разместились в гостинице с общим залом, обогревателем, кухней и поломанным джакузи. Вечером отправились на поиски заведений с местной кухней. Изрядно уже устав от поисков, зашли в иорданский Ростикс, где удалось жестами и мимикой заказать курицу и картошку. Принесли нам по огромному комплекту всякой фасфудной еды.

В середине трапезы отключился свет; как оказалось, по всему городку. Нам принесли свечи. По дороге к гостинице Ирина купила нам всем угощенье: разнообразные пирожные! В гостинице электричества также не было, добрый хозяин принес нам еще свечей. Устроили показ «диафильмов». У нас был зеркальный стол, на нем стояли разные предметы и мы светили фонарями под разными углами: получались забавные картинки. Свечей нам много принесли. Но отключение электричества в городах нашего следования в походах для нас не редкость. Напряжение чрезмерное.

Поход в горы Иордании. Замок Карак

Утром пошли в замок. Ничего серьезного от него не ожидала. Но все же, там есть, что увидеть-прочувствовать.

Замок крестоносцев Карак

Удивительно, как он хорошо сохранился. Длиннющие арочные своды, кельи, окошечки, лестницы всякие, подземные ходы, лабиринты… Привидений там не ощущалось, но хотелось, как в детстве, поиграть в прятки. Выпили кофе в кафе и поехали в пустыню Вади Рам!

Часть четвертая. Пустыня Вади Рам.

Разнообразие пустынь в мире очень большое. И, конечно, это особые места… На юге Иордании в районе Акабы есть большие области с песчаными дюнами, перемежающимися горными хребтами. Сама долина с цепочкой гор и дюн тянется более чем на 100км с севера на юг. Для начала решили познакомиться с легендарной и туристической Вади Рам, поглядеть, как все у них тут устроено. Жизнь в них особая. Про эти места ходит много легенд и всячески она разрекламирована. Фильм "Лоуренс Аравийский" про эти места.

Пустыня Вади Рам

В Вади Рам исстари жили и живут бедуины, они рады поделиться кусочком своего пустынного мира. Внутри самой территории находится бедуинская деревня и разбросаны всевозможные кемпинги для туристов, оборудованы под кемпинги некоторые пещерки, скальные навесы и гроты. У каждого бедуина есть джип и они рассекают по пескам…

Забавно выглядит туалет и душ - кафельные стены и пол, без потолка, и все это посреди песков. В Вади Рам находится вторая по величине горная вершина страны Джебель Рам. (Джебель - гора, Вади – каньон, Сик – узость в каньоне (араб.). Все это замечательно, но хотелось понять, можно ли там стоять обособленно, ни от кого не зависеть, жить в палатках и самостоятельно ходить… Оказалось: сложно, но можно!

Поход в горы Вади Рам

Прибыли ко входу в Вади Рам ближе к вечеру, когда макушки гор зажглись алыми закатными всполохами. Бедуины тут же взяли нас в оборот, посадили в свой джип и повезли в "пещеру". По дороге они закупились продуктами в деревне; как выяснилось далее, для нас. Пустынный ветер... Ярко-алые верхушки гор, разноцветные пески…

Поход в горы Иордании. Пещерка

Пещерка оказалась просто скальным навесом, но выглядело все довольно уютно. Приготовили нам вкусный ужин (но мы плохо ели почему-то, всю еду они зачем-то варварски залили водой и оставили на улице, вообще вокруг их кемпинга груды мусора), напоили сладким бедуинским мятным чаем, сидели-болтали с нами, уезжать как будто не собирались.

Наконец уговорили их, что мы самостоятельны вполне, имеем карты и компас, ночевать будем в палатках, вручили им денег, на которые договаривались, и они, наконец, уехали.

Мое мнение: бедуины - ребята, конечно, прикольные; гостеприимные и добродушные, не слишком навязчивые, выглядят колоритно, похожи все на Джека Воробья. Ведут себя соответствующе: все время шутки шутят и, конечно же, многому могут поучить нас – бедных отсталых жителей мегаполисов: как видеть и чувствовать мир вокруг, как жить, ничего не желая, не прося и т.д и т.п.

Если у вас есть выбор, у кого учиться: у ветра или у бедуина, что вы выберете? Провести ночь в кемпинге, слушая болтовню и самобытные песни, или под звездным небом, слушая песни пустынного ветра? Если вам предоставили такой выбор вдруг, это уже большая удача. Почему же не выбрать себе в учителя сразу самого безупречного учителя?

Поход в горы Иордании

Мы остались наедине, посреди ночного безмолвия пустыни... Что за ночи.) Антон, когда снимал ночи в пустыне, оказывалось всегда ярко, нестерпимо, как днем, но по-другому на фотографиях. И было такое ощущение, что пустыня светится изнутри...

Утром - в путь! По песку идти - особая походка вырабатывается, как у Джека Воробья. Мы шли под рюкзаками и потому, наверное, были не столь изящны. Ходить по песку довольно тяжело. Мимо промелькнули несколько джипов -  возят туристов покататься и пройтись по свеженьким дюнам. Идем дальше, до своей дюны. Если забираться на дюну (без рюкзака), то удобнее, как саламандры - на четвереньках. А скатываться вниз отлично на попе или пено-попе!

Поход в горы Иордании. Вади Рам

Вади Рам

Поход в горы Вади Рам

Вокруг фантастические пейзажи, как из Звездных Войн, много чего напомнило... Вообще какие-то пласты памяти открывались в пустыне, разворачивались, раскрывались, как бутон розы. Многие горы тут, как индусские  храмы - очень филигранно украшены.

Поход в горы Иордании Вода. Мы всегда носили ее с собой - потому как путь воды должен соблюдаться по всем правилам в маловодных районах!

Пришли в каньон, спрятались за дюной, среди залежи дров установили лагерь. Оказалось, рядом есть и вода! Древний накопитель в узкой промоине хранит воду. Добираться, правда, туда было трудновато - но зато это вода! Под песками много воды, если поковырять песок - он сразу становится влажным. Здесь основные запасы воды Иордании хранятся, так как песок впитывает и удерживает воды, стекающие сюда с гор. Но нет тут колодцев, подобных марокканским, нет в них пока и надобности.

Прошли мимо источника Лоуренса Аравийского, следуя указанию путеводителя "Лонли Планет". Вместо источника стоят развалины дома Аравийского и остатки древнего Набатейского храма, а в совсем другой части пустыни, где обозначен "дом", оказалось, расположен источник Лоуренса Аравийского.

Бедуинская палатка с благовониями и платками, сладкий мятный чай - "бедуинский виски", веселый бедуин, который накрасил нам всем глаза сурьмой и предлагал 100 верблюдов за такие "дорогие" теперь глаза. Пока отклонили его предложение. Кошка черно-белая покрашенная хной пятнами - на счастье... Пошли дальше. Закат и ночь в пустыне. Ребята спали под небом без палаток под шепоток пустынного ветра.

Поход в Вади Рам

Провели в Вади Рам три ночи и три дня. Днем очень жарко - гуляли без рюкзаков, спрятав их, по каньонам, ущельям и дюнам. Даже маленькая тень от кустика дает возможность спрятаться от солнышка.

Поход по ущельям и дюнам Иордании

Поход по каньонам Иордании В ущельях прохладно и порой очень темно. Заглядывали почти во все щели! Очень уж они заманчивые были. Встретили гекконов, а также разные деревья и кусты. Все тут окрашено солнцем в золото и сияет и светится изнутри - невыносимо ярко для глаз.) Какой-то сияющий мир. Правда - тут живет сама вечность. И она, не знающая времени, бесконечно долго готова рассказывать свои сказки...

После безмолвия пустыни Вади Рам поздно вечером подъехали поближе к Петре в шумный городок Вади Муса и заселились в гостиницу "Мирный Путь".) Первым делом устроили потоп в номере, но электричество в нашу честь на этот раз не отключалось. Завтра нас ждала легендарная Петра - собственно, то, из-за чего в основном едут в Иорданию: посмотреть на одно из Чудес света!

Часть пятая. Петра

Набатейский город, спрятанный в каньонах, вновь открыл для мира швейцарец Буккхард  в 1812 году (хотя бедуины никогда не покидали свои жилища в розовых скалах, и по сей день живут там семьями).

Поход в горы Иордании. Набатейский город

Около 6 века до н.э. в районе Петры поселились загадочные набатейцы. Они поклонялись своим богам: Душара (ян) и Аллат (инь). Для них они выстроили храмы, в которых, по преданиям, хранили свои сокровища, заработанные на торговле. Петру сделали своей столицей, через нее проходил главный караванный, или "шафрановый" путь.

Поход в горы Иордании

Хотя, здесь есть и противоречия, потому как Петра является также и входом в мир мертвых или нижний мир... В чем мы убедились, поучаствовав в так называемой "Ночной Петре". Но об этом отдельно.

Усыпальницы, причудливые резные фасады, колонны, песчаниковые розовые скалы и узкие каньоны (сики). Петра - довольно большая территория и обычно на ее неспешный осмотр и проникновение выделяют два дня. Стоимость посещения не маленькая: 2500 руб - 1 день, 2750 руб - 2 дня.

Наша маленькая компания разделилась. Ребята очень хотели в Петру,  а нас душила жаба. В итоге они разведывали два дня красоты Большой Петры, а мы с Андреем отправились в Малую Петру (вход в нее бесплатный) и окрестные каньоны - заодно осмотреться на предмет пожить там автономно, в палатках - возможно ли это?

Поход в горы Иордании. Малая Петра

Малая Петра - небольшой комплекс в каньоне, где размещались купцы, следующие по Царскому пути с караванами. Так считается. Сама территория близ Малой Петры живописна и любопытна - это каньоны с остатками очень древних поселений (около 7000 лет до н.э.). Храмы с колоннами, лестницы в небо, кельи, подвалы для хранения воды... Все довольно симпатично. Мы пошли дальше, прошли каньон и вылезли на плато. В голубой дымке на горизонте плыл Израиль...

Поход в горы Иордании Рядом развалины монастыря и колодец. Завернули в соседний каньон и заблудились. Это было чудесно - солнце было еще высоко и мы наслаждались по-полной своими плутаниями... Бродили лабиринтами по сказочному месту. Видно, люди сюда захаживают нечасто, следов нигде нет - чистота.

Вокруг - чудесные природные храмы: где-то башни, где-то коморки и комнатки с окошками, в которых сидит неведомая зверушка, тут же и настоящие замки Дали (формы и цвета такие, что мы сразу вспомнили картины Дали). Все это природных рук дело, причем очень искусное...

Поход в горы Иордании Идем, разинув рты. Птички рядом резвятся - такая благодать почему-то разлита... Посидели и пошли, и сами незаметно как нашли проход в Малую Петру. Выбрались на ее улицу, и тут солнце показалось в узкой расщелине, сделав наши тени длиной с каньон. Очень красивый знак.

А вечером, в 21:00, нас ждала Ночная Большая Петра. Вход на мероприятие, которое длится 2 часа, стоит 600 руб. Но очень хотелось - и мы пошли.

Поход в горы Иордании. Ночная Большая Петра

Заходим и идем вереницей по освещенной фонарями дорожке. Мне показалось, что идем по асфальту, но, оказывается, это миллиарды ног посетителей так втоптали щебень, что получилась даже не мостовая, а асфальтная дорожка! Входим в узкий каньон. Свечи горят через каждые 10 метров по обе стороны. Кажется, что спускаемся все ниже и ниже... Впереди Сокровищница (основной храм в скале)  и у ее ног тысяча свечей.

Поход в горы Иордании. Сокровищница (основной храм в скале)

Все расселись на ковриках. Ведущий что-то рассказал, запел и заиграл... Предложили всем чай.

Проиграли нам 3 мелодии на блок-флейтах, что-то долго рассказывали потом... И вот тут мы только разогрелись и приготовились слушать и внимать во все органы, как ведущий поблагодарил нас и отпустил на все четыре стороны (вернее путь у нас был только один открыт - назад по сику). Ну, что тут скажешь... Халтура! Эх, - такую бы площадку с такой акустикой, историей, освещением и атмосферой и такую публику в 200 человек - да наши ребята знакомые такой концерт бы там дали! Ну что ж, «все, что ни делается - все к лучшему», - решила я и переключилась на прохождение самого обратного пути - пути возвращения в мир живых.