Главная / Статьи / Отчеты

Гиляра
Раздел:Отчеты

Дневник похода по Турции, весна, 2013

Дневник участницы похода по Турции. Нить нашего маршрута: Анкара - Гёреме - Розовая и Красная долины - Пещерный город Чувашин - "Нар-озеро" - Гюзелюрт - долина Ихлара - Алания - Манавгат - пещера Алтынбесик - Конья - Анкара - Стамбул

Поход по Турции. Каппадокия
День первый

Нас было 8 человек из разных мест, возраст от 23 до 43 лет. 3 юноши и 5 девушек. Мы собрались в аэропорту Внуково, познакомились друг с другом и сели в самолёт до Анкары. Когда самолёт снизился для посадки, стало видно внизу много разноцветных огней, но не в беспорядке, а в виде фантастических узоров.

Прилетели, проштамповали наши паспорта, получили рюкзаки, поменяли наши доллары на турецкие лиры и сразу уже сели в прекрасный новый чистый автобус компании Havash. Всё произошло очень быстро и легко. Этот автобус сразу почти поехал из аэропорта Эсенбога в Анкару на автовокзал Ашти (30-40 минут в пути). Мы проносились с лёгким свистом мимо огромных современных новостроек, большинство в виде небоскрёбов, покрытых стеклом и недостроенные тёмные башни с кранами. На кранах высоко в небе горели огни, а ещё выше - полная луна. Автовокзал был освещён ярко-голубым светом в виде водопада по всему его огромному периметру. Он оказался 4х-уровневым и круглосуточно действующим. Большие белые новые автобусы с тёмными окнами подходили и отходили постоянно и бесшумно. Людей внутри огромного пространства было немного, все довольно чистые и трезвые. Мы нашли зал ожидания, заняли удобный П-образный уголок. Макс с Яной купили билеты на автобус до Невшехира- Гёреме.

Было около 10 вечера. Нам нужно было ждать свой автобус до часу ночи. Макс с Ярославом и 2 Наташи и Лена поехали погулять по ночной Анкаре на метро, я с Женей и Яной остались с рюкзаками и гуляли по автовокзалу. Удивил покой и уверенность в людях, обстановке. Всё сделано хорошо - чистое, новое, все удобно расположено. Никакой полиции или запретительных надписей. Это стало привычно и обычно во время всех переездов по Турции. Ребята вернулись через час довольные. А мы даже успели немного поспать до автобуса на длинных, удобных для этого лавках.

В автобусе оказалось, что багаж входит в цену билета, и есть гигантские багажники. С нас сняли рюкзаки, упаковали в недра автобуса. Когда поехали, сразу активизировался специальный стюард в белой рубашке с галстуком и стал возить тележку с напитками, наливать всем горячий чай-кофе и давать кексы. Дорога была настолько ровная, что можно пить, не боясь облиться. На спинках кресел перед нами нашлись откидные столики и маленькие телевизоры с наушниками. Они сразу включились. Можно было выбрать между 5-ю фильмами, радио, музыкой и видеокамерой на носу автобуса. Ехали до 6-ти утра.

Поход в Турции на новый год. Каппадокия

Проснулись в бледном предрассветном мире, автобус едет между причудливых розовых скал с дырками, местность нереальная, как на Марсе, и везде поднимаются вверх огромные разноцветные воздушные шары. Можно подумать, что это сон, а уже приехали, надо одевать рюкзаки и идти куда-то. Макс уверенно повёл нас из туристического городка Гёреме между фаллических высоких столбов по каньону вверх с километр и показал место для стоянки.

Это оказалась уютная полянка-ступенька с сухой мягкой травой и кустами в тупике широкого мелкого каньона. Воду набрали в Гёреме и тащили с собой в пластиковых бутылках. Мы сразу же нашли сухих веток, разожгли костёр, и Яна сварила всем кофе и чай. Еды притащили в рюкзаках много из России. И этим позавтракали. Потом встало и разогрелось солнце, но сон всё не кончался. Мы пошли полазить по этой странной планете - все, кроме Яны, она осталась смотреть за лагерем. Хотя никого из местных мы там за всё время не видели, и охранять вещи было не от кого.

Порода этих странных скал оказалась спрессованным пеплом разных оттенков, вылетевшим в разные времена из вулкана Эржияс (3916 м), возвышающегося белой пирамидой на горизонте на фоне синего неба. Воздушные шары растворились в тёплом воздухе. Я походила немного одна, нашла под деревом крупную прошлогоднюю айву (штук 6 жёлтых мохнатых и очень твёрдых фруктов). Потом увидела наших ребят, угостила их найденными дарами природы, и мы пошли дальше вместе. По дороге находили и разбивали камнями миндальные орешки, один из 5 был полный и 1 из 10 не горький.

Миндаль набирал цвет, листьев ещё не было, вместо них была в изобилии жёлто-зелёная омёла с бесцветными и безвкусными ягодами. На земле виноградные кусты с крупными почками и сухая трава, как у нас в апреле, когда пускают палы. Кое-где мелкие синие цветочки местной вероники и жёлтого гусиного лука. Много кустов лоха серебристого, небольшие деревья грецкого ореха и пирамидальные тополя. Вся природа просыпалась и потягивалась на тёплом солнце после зимы. Таял в тенях ночной иней, чирикали и пели птички, иногда кричали муэдзины из нескольких мест сразу. Несколько раз это всё повторяло и путало рваное эхо. В скалах во многих местах на самой разной высоте были пещеры и ниши. Мы начали лазить по ним и осматривать интерьеры.

Поход в Турции на новый год. Каппадокия

В верхних были голубятни с многочисленными маленькими нишами для голубей, в средних храмы-церкви с разными росписями на стенах, а в нижних помещения для скотины с навозом и сеном. Иногда они путались и менялись местами, многие были разрушены землетрясениями и частично осыпавшиеся. Не было там никого из местных жителей, человеческого говна и мусора, только древние следы жизни многих поколений людей.

Налазившись до упаду, мы вернулись к нашим рюкзакам и попытались сварить обед. Длинная прошлогодняя трава высохла от инея и прогрелась на солнце. Подул приятный ветерок, и огонь неожиданно выпрыгнул на эту траву из нашего очага, сложенного из кольца небольших камней. Мгновенно пошёл пал в сторону уже поставленных палаток (хотя они были еще далеко). Все обалдело бросились тушить. Кое-как успели и вылили на него всю принесённую утром воду. Только потом поняли, что чуть не сделали пожар. Принесли еще камней, очаг укрепили. Яна сварила вкусную кашу Кус-Кус, мы её поели, и все пошли снова гулять в другую сторону и за водой заодно, а я осталась раскладывать привезённые продукты по кучкам и видам.

Так и вечер наступил. Поужинали гречкой с консервами и устроили праздничный концерт в честь полнолуния с флейтами, варганами и бубном. Все пошли по палаткам. Ярослав же поставил свою маленькую красную палатку в стороне от всех на верхней ступени каньона и ушёл общаться с полной луной.

День второй

Утром мы проснулись от разноголосого аллах-акбара, попили кофе-чай и побежали в разные стороны смотреть подробности этого мира.

Поход в Турции на новый год. Каппадокия Поход в Турции на новый год. Каппадокия

Опять над головой медленно взмыли вверх вчерашние шары и поплыли между скальных конусов. Я осталась варить кашу и охранять лагерь. Ребята вернулись с вкуснейшим турецким йогуртом в большой банке и пухлыми свежайшими батонами хлеба. Каша на этом фоне не пошла. Но мы её взяли собой и доели вечером.

Собрали палатки и рюкзаки и пошли с ними на плоскую далёкую гору розового цвета, часто останавливались и ждали друг друга. Максим уверенно вёл нас и привёл в Розовую и Красную долины.

Поход в Турции на новый год. Каппадокия

Мы поднялись по осыпной тропинке на середину горы и поселились в небольшой пещере под розовой вертикальной стеной.

День третий

Весь день лазили по окрестностям.

Каппадокия Макс водил всех в древний пещерный город Чавушин, я гуляла одна по каньонам, а Яна оставалась в пещере около наших вещей. Вечером Макс с Леной сходили в Гёреме и привели собой в гости двух местных турков Абдурахмана и Огая. Они впечатлились нашим пещерным отелем и посидели у нас немного. Мы договорились с ними насчёт завтрашней газели-такси, чтобы поездить по окрестностям и добраться быстро до Нар-озера.

День четвертый

Мы проснулись рано, собрали все вещи и прибрали за собой нашу гостеприимную пещеру. Пошли в туристическую жилую часть Чавушина, нас там уже ждал мерседес-микроавтобус. Загрузились-поехали. За рулём был молодой парень, рядом вчерашний Огай. Сперва мы приехали и спустились в подземный город Ёзконак, он оказался маленький и не интересный, хоть и платный (8 лир). Потолкались там со смешными старыми иностранными туристами. Вернулись в Чавушин, нас хозяева автобуса напоили от души чаем с батонами и сладостями. Потом мы снова сели в машину, поехали, подобрали в Невшехире Абдурахмана и вместе с ним попробовали найти вход в дикий подземный город Йяллы, заодно посмотрели развалины монастыря Белха с огромным плохо отреставрированным храмом Зевса. После этого залезли в машину и поехали через посёлок Каймаклы к Нар-озеру с горячими источниками.

Каппадокия. Нар-озеро

Оно оказалось довольно большим и круглым, в огромном кратере вулкана, с причудливыми скалами и башенками-останцами вокруг. Расплатились-попрощались с друзьями-турками, выгрузили рюкзаки и пошли искать стоянку и пробовать источники. Источники оказались сероводородными, примерно +45 градусов, но ямки с ними забиты мусором, который принёс сильный ветер. Они впадали в озеро через 6-7 метров после появления на свет двумя небольшими ручейками. Озеро было холодное и свежий ветер не давал раздеться. Радовало, но тоже не особо грело предзакатное солнце. Макс с Женей расчистили для купания ямку с наиболее мощным источником. Яна нашла удачное, красивое место для стоянки на склоне кратера, мы поставили там свои палатки и сделали очаг-костёр под раскидистым можжевельником.

Каппадокия

Лена обнаружила в гигантской щели на обрыве кратера хорошую пещеру для ночёвки, где и они с Максом и спали. Ночью, оказывается, было так холодно, что замёрзла вода в бутылках, и всё покрылось инеем – что мы и наблюдали утром.

День пятый

Мы проснулись и решили сделать днёвку. Светило весёлое солнце, было снова тепло. Все, кроме меня пошли купаться-мыться в тёплый источник, а я пошла осматривать кратер и окрестности вулкана.

Забралась на закате на самую высокую сопку, сфотографировала вулканические дали. Нашла на склоне маленькие кусочки чёрного обсидиана, спустилась к очагу и подарила каждому по кусочку. Ярослав показал желающим несколько цигунских комплексов. Вечером все встретились у костра и устроили концерт-обучение игре на флейтах и хамузах. Женя показывал техники извлечения разных звуков. В перерыве Макс сделал со всеми согревающую растяжку. Потом все, кроме меня с Женей пошли спать в пещеру, где до этого ночевали Лена с Максом.

День шестой

Мы позавтракали, собрали рюкзаки и пошли через горы в посёлок Гюзелюрт. Солнце скрылось в белой мгле, но осадков не было, к нашей радости. После спуска из нашего кратера вулкана мы прошли через полупещерный полуразрушенный посёлок, его жители нам удивились и обрадовались, туристов они не видели до этого. Идти дальше пришлось сначала по липкой глине земляной дороги, а потом по плотному снегу. Иногда сильно пахло сероводородом, выходящим поблизости из земли.

На перевале было небольшое замёрзшее озеро. Макс предложил сходить на ближайшую вершину, Ярослав с Наташами и Лена с ним пошли. Он для начала полез на лёд озера и сразу провалился по колено в воду(!!), это его не остановило, но ноги в мокрых носках он таки натёр своими сапогами. После их победного возвращения мы начали спуск по камням и давно застывшей лаве, покрытой снегом.

Впереди внизу мы заметили деревню и после перекуса пошли к ней. Там продавали апельсины из большой машины, мы купили каждому по апельсину и пошли дальше вниз по асфальтовому серпантину, срезая повороты по тропинкам. Впереди раскинулась прекрасная панорама из путаницы каньонов, скал и пирамидальных тополей, домов, мечетей с минаретами и даже блестело озеро.

Поход по Турции. Гора Хасан

Над всем этим проступал в туманных облаках огромный белый силуэт горы Хасан (3200 м), похожий на Фудзияму.

Каппадокия

В Гюзелюрте мы докупили продуктов, и, пройдя сквозь него по мощёным плитками дорожкам, встали в самом низу долины на ночёвку в нише под нависающей скальной стеной широкого каньона.

День седьмой

Ночью пошёл снег, и проснулись мы уже зимой. Утром слой мокрого снега был около 15 см, и он продолжал сыпать, переходя иногда в дождь. Моя палатка и очаг остались сухими под скальным навесом, а остальные палатки сильно засыпало снегом. Позавтракали и пошли изучать окрестности.

Макс с Леной поехали разведать долину Ихлара и горячие источники, остальные стали исследовать окрестные каньоны, а я пошла в Гюзелюрт - лазить по пещерам и брошенным домам. Выяснила в результате, что ещё недавно тут жили греки, их дома брошены и запущены. В храмах сделаны хранилища для сена, рядом в домах и пещерах нижних ярусов держат скотину. Потом я пошла к большому озеру, что заманчиво блестело в конце долины. Там оказалась приличная набережная и красивые скалы вокруг. В сумерках все собрались у нашего очага под скалой и бурно делились впечатлениями за чаем. Снег перешёл в дождь и сильно растаял.

День восьмой

Когда мы проснулись, всё было туманно-белым. К снежной крупе прибавился пронизывающий ветер, заметно подморозило. Всем нам захотелось на море, зима надоела уже дома.

Ярослав и Наташи сегодня вечером должны были уезжать в Анкару, завтра у них был самолёт в Москву. Мы быстро собрали рюкзаки и пошли вверх смотреть местный музейный комплекс.

Заплатили 5 лир (кассир согласился принять наши рюкзаки в свой домик) и осмотрели старинную базилику, переделанную в мечеть, подземный и надземный пещерный город. Всё очень понравилось, а падающий снег и сугробы добавили антуражу к старине. Дождались в тёплой автобусной конторе маленького автобуса, заодно пообедали батонами с сыром и поехали в местный райцентр Аксарай. Там оказалось, что ждать автобуса нам очень долго. Поэтому мы поставили на ветру (снега там уже не было) большую Максову палатку, сложили в неё рюкзаки и Яну с Женей, а сами отправились смотреть типичный турецкий город. В нём было много необычного для нас, русских. Ребята накупили подарков и сладостей в Москву, посидели с Яной в палатке. Мы их проводили на автобус и попозже сели в свой и поехали на Средиземное море, в Аланию.

День девятый

Ехали долго на уже привычно-шикарном автобусе со стюартом и кофе-кексом через снежные горы и высокие скалы. Пурга сменилась пальмами и кипарисами. Мы вышли из автобуса в тёплую, пахнущую цветами ночь, и на деревьях были листья! В предрассветной, полной звёзд и цветных огней тьме пришли на берег моря. Море было чистое, холодное и ничем не пахло, в отличие от всех виденных мной до этого морей и океанов. Небольшие волны лизали большой чистый песчаный пляж. Мы поставили свои палатки под пальмами вблизи отеля (решили поискать хорошее место днем), залезли в них и доспали эту ночь. Утро не оставило сомнений: мы проснулись от жары! Вылезли из палаток и обнаружили себя под пальмами среди газонов с цветами на берегу ярко-голубого моря. Костёр с кофе тут был неуместен, поэтому мы быстро всё собрали и двинулись в город в поисках завтрака. Шли по широкому бульвару между невысоких деревьв с висящими на них лимонами и мандарино-апельсинами, на вкус они были слишком кислыми для завтрака.

Женя зашёл в магазин с музыкальными инструментами и стал покупать там что-то похожее на овальную балалайку без дырочки, называется это чудо Баглама. Продавец на радостях после совершения покупки напоил нас всех чаем. Потом мы вышли на набережную и сели в прогулочную яхту, чтобы пройти морем вокруг прекрасного мыса Алания с крепостью 13 века турков-османов наверху и пещерами пиратов внизу. Яхта шла вдоль вертикального обрыва, чуть его не задевая и давая заглянуть в пещеры, а обратно – подальше, давая рассмотреть верхние крепостные стены. Вся морская прогулка была 1 час и стоила 8$.После мы поели шаурмы и, оставив рюкзаки в кафе, пошли гулять по лесистому мысу с крепостью, а Макс с Леной полезли по вертикальной стене в пещеру Фосфорлю на разведку. Я, Женя и Яна ходили там часа два и постепенно поднялись наверх.

Каппадокия

Вход на вершину крепости стоил ещё 10 лир, мы туда не пошли, а сварили таки кофе на костре в прекрасном сосновом лесу на склоне под дорогой. Женя играл на своей новой багламе, мы с Яной наслаждались солнечным костром и кофе. Вниз съехали на такси за 10 мин. Дождались Макса с Леной.

Потом, проехав сквозь город на другом такси, вышли на берегу моря, нашли чудесное место для ночёвки и костра в нишах под мраморными скалами на песчаном пляже в 10 метрах от прибоя. Завтра решили поехать вдоль моря в сторону Анталии.

День десятый

Лена с Максом с утра пораньше сбегали на мыс Алания и сплавали в пещеру пиратов, купили на обратном пути рыбы, айвы и бананов. Мы же купались и наслаждались морем и солнцем на пляже. Когда они пришли, мы сварили уху, поели, собрали рюкзаки и поехали в Манавгат на местном маленьком автобусе, полном людей. Вышли из него на повороте дороги в горы, около впадения в море небольшой голубой реки. Это было почти единственное место, где было мало шикарных прибрежных отелей.

На галечном открытом берегу реки, впадающей рядом в море, на границе территории большого отеля мы расположились на ночь. Там было много кусков деревьев и досок, выброшенных морем - получился хороший костёр. А рядом было поле с зелёными стручками бобов - получился вкусный ужин.

День одиннадцатый

Утром пришли на полосу прибоя 3 рыбака, азартно порыбачили и продали нам свежепойманной мелкой рыбы (15 штук – около 1кг). Мы собрались, неспеша пошли на трассу и умудрились поймать единственную в день маршрутку прямо до нужной нам деревни Юрюнлю.

От этой деревни начинался путь в пещеру Алтынбесик, про которую мы прочитали и захотели туда попасть. Мы приехали в эту деревню через разные плодородные долины и 2 перевала между высоких снежных и серых скальных гор с мелкими кустами можжевельника, вылезли из долмуши (газели). Сразу к нам подошёл местный дедушка и угостил нас бесплатно вкуснейшим розовым лукумом с печеньями с большого подноса. Это нам весьма понравилось и показалось хорошим знаком.

Потом мы пошли по хорошей полуасфальтовой узкой дороге вниз около 6км. После очередного крутого поворота открылся огромный карман в глубоком ущелье с ярко-бирюзовой рекой далеко внизу. Дорога упиралась в него и там заканчивалась около большого деревянного навеса-помоста.

Поход по Турции. Пещера Алтынбесик

Немного ниже было глубокое голубое озеро, вытекающее из большой пещеры и продолжающееся падающей вниз многочисленными водопадами речкой. На песчаном берегу были привязаны 2 лодки. И никого из людей вокруг! Макс сразу нашёл вёсла, отвязал одну лодку и поплыл внутрь. Потом мы все вместе поплыли туда. Там за внутренней аркой оказалась просторная высоченная пещера со сталактитами и сталагмитами, завершающаяся небольшим водопадом и вся заполненная озером внутри. Яна с Женей стали там петь на непонятных языках, а мы с Максом слушали и гребли. Потом мы сделали очаг в камнях начинающегося каньона с тропическими деревьями – получился с видом на пещерное озеро. Поставили палатки на дощатый пол под навесом (это было единственное ровное место рядом). Я с Яной пошли погулять перед сном по маленькой, почти незаметной тропинке вдоль склона горы и спугнули стадо горных козлих – штук 9! Посидели тихо, повернулись – стоит один козел с длинными рожками и смотрит – что за звери такие? Ужинали мы рыбой с бобами с берега моря, а дров взяли у раскидистых кустов олеандра, что росли вокруг.

День двенадцатый

Сны нам всем приснились яркие и необычные. Максим утром, видимо, общался с пещерой – сам говорить не мог какое-то время, светло улыбался и был похож на оленя. Он покатался еще раз на лодке, потом попрощался с нами и ушёл в деревню, – ему уже надо было уезжать.

Каппадокия

Мы попрощались и весь день изучали эти сказочные места – искупались в волшебном озере и лазили до темноты по следам горных козлов к реке Манавгат, что бурлила внизу, и по её притоку, вытекающему из пещеры. Нашли 2 шикарные стоянки для большого лагеря – одна на горах, а другая возле большой реки.

День тринадцатый

Утром мы собрали рюкзаки и поплыли по озеру на лодке прощаться с пещерой. На этот раз мы молчали и не включали фонари. Слушали пещеру и смотрели в бездонную разноцветную тьму.

Поход по Турции. Пещера Алтынбесик

Ярко-сине-голубым светилось изнутри озеро в выходе наружу, от этого поток-арка тоже играл бликами этого цвета. Свешивались к прозрачной воде зелёные листья папоротника…

На берегу уже ждала нас шумная компания турков (два парня и девушка-блондинка), они тоже хотели плавать на лодке по пещере, но у них не было фонариков. Мы отдали им свои на время. Они потом догнали нас на машине и подвезли до деревни Юрюнлю. «Мы – в Турции!» – сказала девушка Надя(!!), говорящая по-русски (у нее мама – русская), когда нас приглашали забраться всемером в маленькую легковушку вместе с нашими рюкзаками.

Оттуда на знакомой долмуше мы доехали до городка Аксаки, но автобус на Конью оказался только через 5 часов. Нам не захотелось ждать, и мы бодро пошли 5км до трассы Анталья-Конья, надеясь поймать там попутный автобус. По пути нас нагнали на своей маленькой машине знакомые турки – те, которым мы дали фонарики в пещере, – и снова подвезли 2 км до трассы. Там нас зазвали в гости на чай в придорожное кафе, пришёл красивый парень, попросил у Жени его новую багламу и прекрасно сыграл и спел на ней несколько песен. Сказал, что это – Саз! Всем присутствующим неожиданный концерт очень понравился, после чая нас подвели к огромной пустой фуре и пожилой шофер предложил подвезти нас до Коньи. Все вчетвером мы легко поместились в огромную кабину, рюкзаки положили в пустой кузов и поехали через 3 перевала по серпантинам между заснеженных скал, пихт и гор. По дороге наш водила громко пел турецкие народные песни о любви, мы же пели знакомые русские песни, старались, как могли. 4 часа пути пролетели незаметно.

В Конье мы взяли такси и долго кружили на нём в поисках нужного нам дома. Этот адрес нам дала в России девушка-суфий, там была Ханака (приют для странствующих суфиев с наставником-шейхом). Нашли когда все пришли в равновесие и перестали беспокоиться – это место было на окраине города, где большие расстояния между домами, сады и горы рядом. Там нас встретили приятные люди: дедушка в большой оранжевой чалме и красивая маленькая женщина в платке. Их звали Мехмет и Айша. Проводили нас в большой чистый зал с коврами и бубнами под потолком. Мехмет взял один из них и спел бодрую песню-гимн. Он был здесь главным шейхом.

Конья. Суффийская ханака

Выяснилось, что нам трудно понять друг друга на словах, они не знали английского и русского, а мы – турецкого и туркменского (они были туркменами). Оставалось говорить глазами и сердцами. Вскоре Айша позвала на кухню, накормила нас лёгким ужином и напоила чаем. Спать нам разрешили в том же зале. Рядом было помещение с 6 туалетами и 4 холодными душами. Мы поняли, что здесь бывает иногда много людей.

День четырнадцатый

В этом намоленном просторном зале нам снились приятные сны. Утром мы рассмотрели наш приют. Это была частная усадьба, где, кроме ханаки, жили вместе 3 семьи родственников: дедушки Мехмета, его сына и брата. Все постройки были новые и стояли кольцом, входами внутрь, были ещё сарай для кур, голубятня, помещение для лошади и двух овец. Внутри был молодой сад, виноградник, бегали 6 кошек и маленькие детишки, у калитки гавкали 2 цепные собаки.

Поход по Турции. Мевляна. Мавзолей Джалал-ад-Дина Руми

Вокруг были плоские скальные холмы, покрытые сухой травой, кое-где расцветала миндаль. Нас накормили завтраком, и мы поехали на рейсовом городском автобусе в Мевляну – это центр суфиев и кружащихся дервишей в Конье.

Это оказалось «место паломничества» иностранцев и турков – люди шли непрерывным потоком. Энергия личных вещей Джллал-ад-Дина Руми и дервишей, выставленных за стёклами стендов, архитектура и росписи стен и книг запомнились и сильно впечатлили непонятными тайнами. У могилы Руми люди стояли и молились, некоторые плакали, держа ладони вверх. «У него огромное сердце» – сказал потом наш дервиш-баба.

Мы походили ещё по древнему центру Коньи в поисках магазина музыкальных инструментов, купили сладостей и сувениров домой и поехали назад в Ханаку. Там в том же зале все снова собрались, поговорили как могли. Нам показал пение и кружение дервишей десятилетний внук Мехмета, ещё немного попели все вместе.

Конья. Ханака

Тепло попрощались с шейхом Мехметом и Айшей, их домом и родственниками. Они позвали своего человека на грузовом микроавтобусе и он отвёз нас бесплатно на автовокзал. Мы проводили Лену в Измир, а сами поехали в Анкару. Там выяснилось, что наш авиарейс отменили, что ждать нам еще долго и лететь с пересадкой через Стамбул.

День пятнадцатый

В Анкаре на автовокзале мы пытались поспать на длинных лавках. Под нами морским способом мыли полы бодрые уборщики. В аэропорту было получше, но светило яркое солнце через огромные окна. В Стамбуле мы немного погуляли и быстро двинулись на свой самолёт, т.к. аэропорт там оказался чрезмерно большим и запутанным.

Каппадокия

Но лететь над морем и облаками на закате солнца было красиво. Нас хорошо накормили в самолёте и показали красивый мультфильм.

Во Внуково всё было медленно, наши сограждане вдруг вспомнили, что надо по-русски реагировать на очередь. В грязном потресканно-залатанном метро ехали вокруг мрачные послеблокадные люди в тёплых одеждах, а в обшарпанной электричке до Ивантеевки всю дорогу динамики бубнили чего здесь нельзя и что нужно соблюдать, бдить и сообщать…. Так мы с грустью ощутили себя дома. Здесь за наше отсутствие ничего не изменилось, всё тот же лёд на дорогах и сугробы, грязь, нищета и разбитые дороги.

…Почему-то было не холодно и ветер был приятный и знакомый сказал: «Здравствуй! с возвращением на Землю!»