Главная / Статьи / Отчеты

Раздел:Отчеты

Апрельский поход на Тянь-Шань. Плато Каратау, 2012

Краткий отчет участника похода

В Шымкент самолет прилетел затемно. Когда мы вышли на трап лицо обдало сухим теплым воздухом - Лето! здравствуй лето, наконец то мы с тобой встретились! - подумалось тогда. У выхода из аэропорта нас ждал довольный улыбающийся Андрей =) Посчитались, сели в фургончик и отправились в путь. За окном плыла степь, кишлаки, голубые купола мечетей и можно было еще немного поспать после ночного перелета. Через несколько часов показались горы и наш фургночик остановился у одного из каньонов. То утро в горах было туманным и серым, как будто мы с окружающим Пространством были еще неизвестны и подозрительны друг другу.)

Миновав движущееся нам наперерез стадо овец, спустились в каньон и отправились вдоль него. По дну каньона протекала горная речка. Снег стаял еще не на всех вершинах и речка была достаточно полноводной, так что нам то и дело приходилось перепрыгивать по камням с одного берега на другой (в тот момент я согласился с треккинговой палкой, в полезности которой до последнего сомневался).

Еще одно опасение по поводу рюкзака на спине развеялось достаточно быстро - правильно закрепленный на пояснице рюкзак носился легко и неудобства не вызывал. В последущие дни мы ходили по каньонам, пару раз выбирались на верх, на плато.

С каждым днем вокруг прибавлялось растительности, новые побеги прорастали навстречу солнцу: эдельвейсы, ирисы, чабрец, мята, была тут и чинара притулившаяся под скалою =) растительный мир вызывал интерес своими разнообразными свойствами. Что-то приятно пахло (нашел один сухоцвет который пах мёдом!), что-то можно было есть или заваривать в чай, что-то просто красиво росло.

Ирисы

Еще одно странное ощущение посетило меня когда на 2й или 3й день мы отправились смотреть заброшенные шахты с летучими мышами. Назад возвращались ночью и когда вышли на плато - оно все было освещено луной! Лунный свет был настолько ярким, что можно было спокойно спускаться к лагерю по камням без фонаря.

А потом мы долго сидели у костра под шум речки, ели ужин, пили разные напитки с лепешками и играли на всяческих музыкальных интсрументах =) На четвертый день путешествия надо было заехать для регистрации в г. Каратау. Вернулись к месту высадки, где нас подобрал наш водитель. г. Каратау напомнил мне о моем непродолжительном советском детстве. Там мы попробовали весьма недурственной местной еды и зашли в магазин пополнить запасы провианта. К вечеру нас привезли в узбекский кишлак, откуда мы волею благосклонной к нам судьбы ) отправились до новой точки высадки в кузове грузовика, в котором узбеки возили камни с гор.

"Счастье выглядит как-то так"

В ходе основной десятидневной части похода мы зашли достаточно далеко и увидели много всяких красивых мест в которых не успели нагадить всякие ... На пути нам попадались абрикосовые сады, тутовые деревья, несколько пастушьих домиков. Как-то ночью, когда мы стояли лагерем на склоне у большого шарообразного дерева, мы услышали вой гиены. Она очевидно бегала вокруг лагеря, но зайти в гости так и не решилась...

Сумерки у шарообразного дерева

Кстати из других представителей животного мира нашими самыми близкими соседями всегда были суслики) самые умиротворенные участники похода, способные сидеть на месте и не шуметь ногами по земле, смогли даже понаблюдать за их копательными работами) Из исторических штук - проходили мы мимо кургана, на верхушке которого археологи оставили всяческие любопытные кусочки глиняных сосудов. Вообще читал что на Каратау были стоянки древних людей и в некоторых местах сохранились пещеры с наскальными рисунками (более того, некий ученый там даже скелеты каких-то птеродактилей и доисторических рыб нашел), но к пещерам с наскальными рисунками мы не ходили, а вот обычные гроты и пещерки вполне попадались) Там я впервые увидел Рериховский закат: тёмно-синие горы на фоне фиолетово-красно-оранжевого неба, а в дали тянущиеся на много километров хребты со снежными шапками. Когда ко всему этому добавились еще и тюльпаны, цветущие деревья и кустарники, я сильно пожалел что не взял с собой цветные карандаши.

Пару слов о проводниках - ребята очень понравились. Умиротворенные, со знанием местности, умеют общаться с аборигенами (егерями, таксистами, шаманами и пр.:) ), хорошо чувствуют группу - когда идти чтоб не пересидеть на месте, когда отдохнуть. Т.е. очень понравилось что отношение к походу - "мы ходим, отдыхаем (но так чтоб чересчур не разлениться), любуемся окружающей красотой". Почему это понравилось - потому что приходилось ходить с людьми у которых отношение такое - "мы покоряем все самые высокие горы в радиусе досягаемости, ноги стираем в кровь, мокнем под дождем, но идем, потому что нам надо до конца дня пройти три тысячи километров, а лучше пять", - и так далее в этом духе.

Единственное что надо знать когда идешь с Настей и Андреем - это то что природу надо любить =) ибо, к примеру, попытка отломать для костра ветку от живого дерева... вобщем не надо этого делать (тем более что деревьев в Казахстане не так много). И еще небольшая военная хитрость - чем дольше сидишь у костра ночью тем больше вкусного тебе перепадает ;)

Ну вот... купались мы в горных речках, ходили в радиалочки, и за две недели так понравилась эта походная тяньшаньская жизнь, что уезжать совсем не хотелось.

В последний день побродили по Туркестану, зашли на рынок, из самого интересного - нашли там национальные костюмы, тюбетейки, сёдла с попонами и прочей атрибутикой (для тех кто в лошадиной теме). Сходили на экскурсию в этнографический музей, где нам рассказали много интересного, показали огромную ханскую юрту. Очень понравилась мне картина в зале мусульманского святого Ахамада Ясави, жившего в Яссах (aka Туркестан), на которой были изображены танцующие дервиши - такие суфийские полумонахи, которые кружатся на месте, впадая в трансовое состояние, при этом в начале танца (если я все правильно понял), дервиш символически собирает божественную энергию, а потом возвращает ее пространству, скорость его кружения все более возрастает, платье поднимается все выше, обозначая соединение с космосом и Богом. И все это под звуки флейт, барабанов и еще бог знает каких национальных инструментов. Вот так-то. Восток - дело тонкое.)