Главная / Статьи / Отчеты

Элла Леонова
Раздел:Отчеты

Весенние краски горного Казахстана. Апрель-май 2014

Дневник участницы похода в горах и каньонах западного Тянь-Шаня в апреле-мае 2014 года.

Первый цикл путешествия
13 апреля 2014, воскресенье, 1-ый день похода.

Вечером 12 апреля – вылет из аэропорта Внуково. Ночью прибыли в Шымкент. Тут как-то по-особому свежо и зелено. Видно, недавно прошел дождь. Загружаемся в машину… Наше путешествие в край загадочного Тянь-Шаня началось!

Борясь с волнами сна, наблюдаем, как за окнами такси проносятся интересные строения загадочного вида: мечети и мусульманские “дома для умерших”… Здесь таких – целый город. Попадаются небольшие селеньица, на лугах пасутся стада крупного рогатого скота. По пути, в поселке, закупаемся лепешками и казахстанским коньяком. Едем уже несколько часов, все дальше и дальше от цивилизации.

Вот, наконец, виднеются вдалеке массивы гор. Трасса проходит меж каменных стен. Въезжаем, как в ворота.

Группа на плато. Поход в горы Казахстана

Горы встречают нас непогодой: серое небо, дует промозглый ветер. С трудом верится, что греть нас теперь будет только наше желание познать эту таинственную горную Вселенную. Переходим небольшую речушку и быстро движемся вглубь каньона. Идем всего ничего, а уже чувствуется, что попали в другое время – нет привычной круговерти, только журчащая вода, ветер и молчаливые каменные великаны, взирающие на девятерых странников.

Водопад

На месте нашего первого забросочного лагеря появилось необычное чувство чего-то хорошо знакомого и родного, хотя я тут впервые. Поднимаю глаза, чтобы осмотреться – сиреневатое пасмурное небо и множество причудливых силуэтов, рожденных самой землей.

Суровые условия. Путешествие по Казахстану

Стелим дастархан, чтобы полакомиться вкусностями и отметить наш приход сюда. Петя расчехлил гитару, и зазвучали первые, пока еще застенчивые, голоса струн. Родился афоризм: “Не бойтесь близости в наших суровых условиях!”

Время течет незаметно, и вот мы уже сидим у костра, поем душевные песни и увлеченно о чем-то общаемся. Луна достаточно высоко выкатилась над скалами, когда мы решили наконец разойтись по палаткам. Ночью задубели. Жались друг к другу, действительно, не боясь близости :)

14 апреля 2014, понедельник, 2-ой день похода.
Сосульки. Поход в горах и каньонах западного Тянь-Шаня

Утром дует сильный пронизывающий ветер, но сквозь рваные облака все же проглядывает солнышко. Чуть выше по ущелью были обнаружены сосульки – значит, ночью была минусовая температура.

Группа в каньоне. Путешествие в горах западного Тянь-Шаня

Собираем лагерь. Нам предстоит довольно долгий переход к месту второй стоянки. На улице зябко, ветер холодный и вся теплая одежда уже давно как на себе...

Идем-идем-идем… Привалившись, наблюдаем на плато купающихся в воздушных потоках птиц и странных солнечных зайчиков, носящихся по холму.

Петя и летучья мышь. Поход в горах Каратау

Видим привлекательный маленький грот, внутри которого живет летучая мышь. Да необычная, большая такая и мясистая.

С пещерным освещением ярко контрастирует голубое небо. Погода наладилась. Постепенно сменились и пейзажи: вместо известняковой палитры – зеленые ковры и растения непривычного вида. Денис разбирается в них, позже узнаем от него секреты ботаники.

Маша нарвала дикого лука и чабреца к обеду. Скоро уже придем.

Золотая река. Поход в каньонах Каратау

По пути – шумные водопады и золотые реки... Вот они, сокровища!

Вторая стоянка находится в скалах. Тут прохладно, много тени, бурлит река. Как приятно было здесь кушать после долгой дороги!

Греемся у костра. Поход по горам и каньонам Каратау

Ставим палатки. Добыв дров, разводим костер. Сидим долго, наслаждаясь своим присутствием среди этих загадочных скал.

Ночью меня до глубины души потряс вид лунной ряби на воде. Представьте: ветер гонит маленькие сверкающие волны по темной реке, сдувает тебя самого, а ты стоишь и не можешь оторвать глаз от этого чуда.... Вообще само место стоянки какое-то волшебное. Оно останется самым особенным для меня.

15 апреля 2014, вторник, 3-ий день похода.

Дольше всех лежала в палатке – хотелось быть наедине с горами; впитывать, слушать их. Но первое, что я услышала, было воодушевляющими криками – это Лев искупался в ледяной реке :)

Лев купается. Путешествие в горах и каньонах Каратау

...Сегодня мне приснился необычный сон. Судя по нему, на месте нашей стоянки обитают древние ящеры. Я видела несколько крупных особей птеродактилей и пыталась во сне отыскать их яйца. Яйца были фиолетовые в голубую крапинку, очень симпатичные. А ещё ко мне приходил Дух местности в виде милой бабули, которой я предложила в качестве угощения сыр бри :)

Выпив кофе, решилась окунуться и я. После такой шокотерапии ветер перестал кусаться, а заобнимал – ласково и трепетно.

Ходила прогуляться за поворот каньона – и очутилась в другом измерении. Скалы были не скалами, а залами со сводами, сотканными из какого-то другого вещества… Все это дело охранял каменный Страж. Позже оказалось, что там “торкнуло” не только меня. Странное местечко...

Настя у водопада. Поход по западному Казахстану

После обеда ходили к водопаду. Повсюду на стенках каньона виднеются лица и очертания сказочных существ – птерозавров, диких кошек... Сделали несколько красивых фотоснимков.

Созерцание. Путешествие в Казахстан

В сумерках разводим костер. Лев преподнес нам свой сюрприз: напиток “Абсент”. Вкусили его и попали прямо-таки в иную реальность. Петя взял гитару. Вдвоем с Андреем они играли поистине прекрасные песни. Мы достали музыкальные инструменты (варганы, бубенцы, колокольчик) и стали подыгрывать. Ярко пылал огонь, тени плясали на скалах. Никогда еще мой варган не звучал так хорошо!

Группа костра. Путешествие в горы Казахстана

Андрей приготовил неподражаемый кулинарный шедевр – походные блинчики с гречкой, которые были нереально вкусны! Сидели мы так допоздна, пока луна совсем не скрылась за хребтом.

16 апреля 2014, среда, 4-ый день похода.

Утром ветрено и холодно. Готовимся к очередному переходу.

Созерцание. Путешествие в Казахстан

Выдвинулись часов в 12 дня по местному времени. Много шлепаем по воде. Чем дальше, тем больше каких-то необычных растений. Небо голубое, без единого облачка. Идем часов пять кряду. По пути встречается много красивых глубоких ванночек с прозрачной бирюзовой водой. У одной из них мы сделали привал и безмятежно наслаждались радужными бликами – игрой солнца и ветра на воде.

Райское местечко. Путешествие по Казахстану

Однако перед тем, как попасть в это райское местечко, нам пришлось преодолеть серьезную сыпуху. Это было тяжело – порывы ветра сбивали с ног, плюс, необходимо было перелезть через сухое дерево, заслонившее узкий проход наверх, передав при этом рюкзаки. Но мы молодцы – вместе справились.

Лагерь на перекрестке миров. Путешествие по Казахстану

Несмотря на ветер, припекает солнце. Под ногами снова стало больше травы. Пройдя через каменные “ворота”, мы наконец прибыли в лагерь. Это – большое уютное пространство с несколькими отвилками. Стоянка называется “Перекресток миров”. Тут очень приятно: гротик, большой очаг, на скальных полочках – музей диковинных камней. После перекуса некоторые участники отправились в радиалки, а Маша с Настей приготовили к ужину борщ :)

Звездное небо. Путешествие по горам Казахстана

Решаем сегодня, как повелось, ждать Луну. В честь показавшегося над горой Марса съели по батончику Mars’a. Кто-то изрек: “А если вышел бы Сникерс, съели бы Snikers!” :)

Сидим у костра. Вдруг замечаем в небе странное атмосферное явление: слабо-голубое свечение на фоне темно-синего неба в форме изогнутых линий. Похоже на северное сияние, но в этой широте его быть не может. Говорят, будто казахи считают, что все изменения климата у них связаны с запуском ракет на Байконуре. Шутим по этому поводу. Луну не дождались (уж больно медленно она путешествует сегодня), но застали, как она осветила верхушки склонов.

17 апреля 2014, четверг, 5-ый день похода.

Сегодняшний день отмечен для некоторых участников группы (а именно: меня, Андрея, Пети, Льва, Ани и Альбины) походом в магазин. Да-да, вы не ослышались! Где-то за двумя горными перевалами находится небольшой поселок. Туда-то мы и отправились, ибо запас хлеба у нас подошел к концу, а хлеба хотелось. И всяких ништяков хотелось тоже.

Белокаменное строение на плато. Поход по каньонам Казахстана

Путь нам предстоял долгий и утомительный, с крутыми подъемами. Плюс ко всему, мы были ограничены временем: нужно было успеть до закрытия магазина. Преодолев склон, мы увидели наверху странное белокаменное строение. Решили осмотреть его позже. Когда мы спустились с плато, я стала замечать под ногами все больше камней красноватых оттенков, обличенных в какие-то невероятно красивые формы, с таинственным мерцающим блеском. Камни быстро мелькали под ногами, заставляя меня чувствовать себя гномом. Причина такого цвета пород обусловлена, видимо, наличием в химическом составе марганца или какой-нибудь киновари. Недалеко от тропы расположилась так называемая “красная пещера”. Ее мы посетим на обратном пути. Ну а пока – ещё один суровый подъем.

Тропа наверх с видом на поселок. Горы Казахстана

Вот, наконец, далеко внизу показался поселок. Сложный спуск; но с задачей справились и в пункт назначения прибыли вовремя. Хлеба на прилавке, правда, оказалось маловато. Добрая пожилая продавщица-казашка, нарекшая нас “геологами”, отдала нам хлеб, который купила себе домой. С благими напутствиями мы покинули магазин и снова зашкандыбали в гору. Примерно на середине склона Андрей показал нам старую шахту. Хотели попасть внутрь, но штреки оказались затоплены – сейчас весна, под землей еще много воды.

Красная пещерка. Поход в горах Казахстана

Когда мы подошли к пещере, я была порядком измотана дорогой, но вид реликтовых красно-пурпурных каменьев привел меня прямо-таки в состояние экстаза. Ах, скорее вовнутрь! На сводах пещерки повсюду висят пушистые белые мотыльки. Правый боковой штрек затоплен водой. Ход, ведущий прямо (кстати, весьма короткий) заканчивается гротом, в котором некто изобретательный поселил в нише маленького игрушечного гномика. Пещера очень интересная, жаль, что из-за обилия воды не удалось исследовать ее до конца. На обратном пути изучили ту странную белокаменную постройку. Выглядит она так: квадратная блочная кладка примерно в человеческий рост, эдак три на три метра, а внутри – яма. Наверное, здесь хранили запасы продуктов... Либо фантазия у нас гораздо беднее, чем у жителей древнего Казахстана...

Вид с плато. Мир затерянных каньонов

До лагеря добрались достаточно быстро, хотя сил потрачено много. Нас ждет долгожданный ужин. Партию “особо голодных” возглавлял у нас Денис :) В ожидании добавки он всегда с прищуром спрашивал: “Ну что, миски-то мыть?” И все благодарили его за отвагу попросить таким образом сточить чего-нибудь еще :) Ночью, по традиции, были песни у костра и разливающийся повсюду лунный свет.

18 апреля 2014, пятница, 6-ой день похода.

После завтрака собрали лагерь и примерно в 10 утра выдвинулись в переход практически на весь день. У нас мало воды, приходится расходовать ее экономно. Печет солнце.

Алый тюльпан. Мир затерянных каньонов Казахстана

Природа обрадовала первыми весенними тюльпанами. Сотни алых пятен на склонах у подножия скал – как красиво!

Зеленый склон у реки. Удивительные горы Казахстана

На место прибыли в лучах закатного солнца. Стоянка прекрасна: много зелени и цветов, а мы сами – в круглой чаше, окруженные величественными стенами, с которых на нас молчаливо взирают Джинны (веселые и серьезные, но все пристально наблюдают). Некоторые ребята поставили палатки на холме, чтобы “спать в тюльпанах”.

Розовая вуаль. Мир загадочных каньонов Казахстана

Расположившись у очага, восторженно наблюдаем, как заходящее солнце красит скалы в розовый цвет. Сегодня последний вечер в горах для трех наших участников: Пети, Альбины и Дениса. Завтра им нужно отчаливать в Москву. Альбина, которая всегда уходила спать раньше всех (объясняя это тем, что она жаворонок), нынче выдала фразу, будто она – “скрытая сова” :)

Теплая звездная ночь, гитара и милые сердцу песни. Очень не хочется расходиться… Но завтра утром сборы. И, растроганные, мы отправляемся спать.

19 апреля 2014, суббота, 7-ой день похода.

Проснулись от жары, ворвавшейся в наши палатки с утра пораньше. Ребята приготовились к отъезду. После обеда Андрей и Настя ушли провожать их. На стоянке осталось четверо человек: я, Маша, Аня и Лев. Попеременно присматривая за лагерем, ходим изучать окрестности. Я искупалась в прекрасной прохладной ванночке, а потом вскарабкалась на вершину склона и фотографировала там тюльпаны. Джинны меня запутали: на спуск я вышла совсем не там, где поднималась.

Вид с горы Джиннов. Путешествие в горах западного Тянь-Шаня

После ужина имела место быть увлекательнейшая беседа, а за ней – созерцание тлеющих углей. Такое загадочное времяпровождение – наблюдать за целым миром пылающих угольков...

Спать пошли, когда луна осветила верхушки скал. В ночи на реке слышалось какое-то пение. Думается, что это были или лягушки, или русалки.

20 апреля 2014, воскресенье, 8-ой день похода.

На небе облака. Солнце шпарит не так, как вчера – уже хорошо. Андрей и Настя вернулись к обеду. Провели продуктовую инвентаризацию. Итог: запасов хватает. Обедаем и отправляемся в составе трех человек (Андрей, Лев, я) на радиалку в каньон.

Бирюзовая ванночка. Путешествие на Тянь-Шань

Места невероятно красивые: скалы в форме драконов и динозавров; бирюзовая, искрящаяся в лучах солнца река, местами образующая глубокие ванны с прохладной водой, в одной из которых я, поддавшись искушению, наплескалась от души. Почти что прыгаем по камням – ноги уже привыкли к местному рельефу. На обратном пути решаем пройти по дну каньона. Продираемся через бурелом. Поваленные деревья служат мостом через реку. Кстати, здесь много дров. Собираем полешек для вечернего костра. Вернувшись в лагерь, наблюдаем, как солнце вновь набросило на скалы розовую вуаль.

У костра в этот вечер было особенно весело: Маша и Аня сыпали перлами, которыми я ну никак не могу не поделиться :)

Маша: “Мужчина унесся бы в космос… Бессмысленно и безобразно!”

Аня: “Никогда не знаешь, когда сдуешься!”

А Лев философски заметил, что когда в составе группы остается шесть человек (ровно столько нас осталось после отъезда ребят), то атмосфера в группе меняется.

На ужин едим вкусную чечевицу, которая должна дать нам много энергии для завтрашнего перехода.

21 апреля 2014, понедельник, 9-ый день похода.

Я проснулась с восходом солнца. Нынче прекрасное нежаркое утро. Пьем кофе. Позавтракав, выдвигаемся в путь. Настроение приподнятое, и ноги сами шагают в гору. Лев отжег: “Прем на чечевице, как на 98-ом!” :)))

По дороге наткнулись на пастуха со стадом овец, а затем на пути встало стадо коров в компании бычка, которого все испугались. Миновали его, тем не менее, успешно. На этом встречи с животными не закончились: чуть позже за нами увязался молоденький телок. Пришлось чуть ли не убегать.

Брод. Путешествие по Каратау

Тем временем мы переместились в совершенно иную местность. Широкая бурлящая река, много травки-муравки и красивейшие каньонные стенки. И вот – ура! Мы прибываем на нашу пятую стоянку.

Райская стоянка. Путешествие по Казахстану

Это – рай на Земле! Уютный уголок с очагом у скалы, зеленая лужайка с алыми тюльпанами, раскидистое дерево с золотой листвой, поющая река... После перекуса устраиваем фотосессию с тюльпанами на верхней площадке скалы. Маша набрала чабреца и мяты, которые потом долго и упорно сушила под крышей палатки. После обеда Аня со Львом ушли в радиалку. Я же отправилась на прогулку с Андреем и Настей.

Вид из грота. Поход в Казахстан

Мы нашли чудесный грот, где, видимо, жил какой-то отшельник. Не удержались от желания попасть на другой берег реки и перешли ее вброд.

Тюльпанный трон. Путешествие в горах Казахстана Каменные ворота. Путешествие в горах и каньонах Казахстана

Обнаружили два кургана, красивый каменный трон в окружении тюльпанов и очень укромную стоянку с каменной кладкой, скалами-воротами и пересохшим водопадным руслом.

Фиолетовые цветочки. Поход в горы и каньоны Казахстана

Разворачивающиеся перед глазами картины – одна красивей другой. Солнце уже заходит за холм, осветив маленькие фиолетовые цветочки, которые засияли, как светлячки. Столько красок!

У огня. Путешествуем по Казахстану

Вечером грелись у костра и жарили рыбные блинчики. Думали, замерзнем сегодня, но это была самая теплая ночь.

22 апреля 2014, вторник, 10-ый день похода.

Утром – кофе в тени великолепного дерева на берегу реки и скорый выход.

Идем по воде. Мир затерянных каньонов

Идем до следующей стоянки – я назвала ее “каньоном ветров”. Это узкое ущелье с высокими-превысокими стенками, по дну которого течет река.

Весна в горах. Западный тянь-Шань

По прибытии в лагерь кто-то пошел купаться, кто-то – за дровами, а кто отправился собирать грибы. Я осталась в лагере и долго созерцала полет большой птицы в вышине, до момента, пока не обнаружила на себе огромного паука <:-0

Вернулись все практически одновременно.

Мы уже развели огонь, когда пришел сильный ветер. Такого ветра я не встречала никогда и нигде! Он норовил унести все, что попадалось ему на пути. Огромными усилиями мы поставили палатку (в которой, как назло, разошлась молния), занимаясь этим, наверное, больше часа. Благо, Андрей и ребята пришли на помощь...

После таких стараний хотелось что-нибудь съесть. Решили проявить волю и приготовить на костре собранные вешенки. Удалось нам справиться и с этим. Добавили в блюдо майонез и зеленый лук, и получился невероятно вкусный жульен. Ветер, тем временем, продолжал лютовать, и посему разошлись мы рано…

Засыпать было страшно. Палатка била по макушке, ветер теребил несчастный тент, стойки дребезжали. Ощущения примерно такие, как будто над нами кружит стадо летающих коров. Ночью просыпалась несколько раз от воя ветра и жалась к Маше под бочок…

23 апреля 2014, среда, 11-ый день похода.

Встали пораньше, попили кофе и выдвинулись в путь. Ветер нас сопровождает. Завтракаем на той укромной стояночке, которую разведали позавчера. Дорога длинна, но следующее место стоянки того стоит.

Дикий каньон. Западный тянь-Шань

Ложе из тюльпанов, зеленый ковер вдоль реки, уходящей за поворот каньона… И тут как-то очень дико. Абсолютно нехоженая земля.

Собираем очаг и готовим очередной шедевр походной кулинарии – тортик из арахисовой пасты, печенья, тертого шоколада, кофе и корицы. Пальчики оближешь!!! Потом был большой теплый костер и вечер в молчании... На ночь река спела колыбельную.

24 апреля 2014, четверг, 12-ый день похода.

Сегодня, после легкого завтрака, отправились в многочасовой радиальный выход вдоль каньона. Не хватит слов, чтобы описать силу, с которой природа притягивает к себе взгляд и растворяет ненужные мысли.

Вавилонская башня. Путешествие по горам и каньонам западного Тянь-Шаня

Идется очень приятно. В какой-то момент стены каньона расступаются, и мы видим перед собой Вавилонскую башню. В каком мы времени?

Горы. Путешествие на Тянь-Шань

Поднимаемся по сыпухам на плато. Вид – потрясающий! Внизу – река, горные хребты, водопады… А высоко над нами парит птица. Потихоньку близится время сумерек…

Каменный мешок. Путешествие на Тянь-Шань

Освещение стало каким-то инфернальным. Андрей ведет нас в “каменный мешок”. Перед нами вырисовывается сказочный эльфийский мир… Поющие водопадные струи в мякоти изумрудного мха, древние каменные плиты, обвитые лианами… Кто охраняет эту волшебную страну?

Водоем в каменном мешке. Мир затерянных каньонов

Движемся вглубь, словно по ступеням. А там – ах… Огромный каменный кувшин, на дне которого – маленький недвижимый водоем. По высоким стенам стекает живительная влага… Это – настоящий природный храм. Курим трубку в молчании.

Возвратившись, готовим ужин. Небо затянуло. Собирается дождь. И все же, хотя и успели покушать до ливня, когда на нас закапали холодные капли, не ушли от костра. Хочется посидеть… Для души. Сварили чай и распечатали халву. Так и провели сумерки – молча, в созерцании.

Ночью в палатке слушали шум дождя и спали потом самым сладким сном.

25 апреля 2014, пятница, 13-ый день похода.

Встали рано. Сегодня наш последний день в горах. Погода пасмурная, накрапывает дождь. Сварили кофе, приготовились к выходу, но не тут-то было: как ливанет из тучи! Спрятались в палатки, пережидаем какое-то время.

Ну все, пора идти… Убираем мокрые вещи в рюкзаки и выдвигаемся в путь. Небо хмурится. Не хочет, чтобы мы уходили, наверное.

Идем долго и упорно. Ветер прямо сбивает с ног. Атмосфера – чисто тундровая. Вдруг видим: невдалеке, на склонах, – грибники! Один, второй, третий… Да ведь в такую погоду только смелый решится идти в горы! К нам подходит пожилой казах с внуками. Интересуется, куда мы держим путь, и советует, как лучше пройти. Мы предпочитаем держаться намеченного заранее маршрута, но в знак благодарности угощаем их шоколадными батончиками.

Некоторое время они идут рядом с нами. Потом – раз! – и ветер резко срывает с головы казаха кепку. Он молниеносно подхватывает ее, и так же стремительно они скрываются из поля нашего зрения.

Горы Казахстана. Мир затерянных каньонов

Мы начинаем спуск к трассе, который весьма тяжело преодолевается из-за ветра. Какая же это могучая сила... Мы – в сердце стихии.

Спустились. На привале под небольшим скальным навесом созвонились с нашим водителем. Он сможет забрать нас через час. И природа, будто осознав наше окончательное решение, на прощание обрушивает на нас град с дождем. Вымокли до трусов.

Наконец, виднеется долгожданная наша газелька. Загружаемся в машину и едем в Туркестан. Довооольные все! Подобрали по пути промокшего путника.

Заселяемся в гостиницу.

Вечером идем в местную кафешку – манты, салаты, плов, шашлыки… Вкуснота! А по возвращении в гостиницу устроили у нас в номере дружественный вечер при свечах.

26 апреля 2014, суббота, 14-ый день похода.

Ранний подъем. Переехали в другую гостиницу. Пришлось долго ждать, пока для группы подготовят номера. Успели проголодаться. Сходили на обед в полюбившееся кафе (благо, оно совсем неподалеку), затем бегали менять рубли на тенге. Кто-то в это время отправился на прогулку по Туркестану.

Мавзолей Ахмета Яссави. Путешествие в Казахстан

Когда номера, наконец, убрали, а нам вручили ключи, мы с оставшейся частью группы пошли на экскурсию в мавзолей Ахмета Яссави. Это потрясающе красивое сооружение с древней историей. Оказавшись в нем, думаю, любой человек ощутит неподдельное благоговение. В центре холла – огромная чаша, отлитая из сплава разных металлов, в которой, по преданиям, подносили напиток бессмертия богам. Есть зал, посвященный таинственному “золотому человеку” – воину, останки которого были когда-то найдены. В коридорах на скамеечках молятся казашки. Есть тут и комната, в которой стоит огромный котел. Это – кухня. Говорят, что помещения мавзолея до сих пор используются во время суфийских собраний.

Танцующие суфии. Поход в Казахстан

Мы осмотрели все залы мавзолея, но описать словами чувства, которые возникают, когда стоишь под этими высокими сводами, конечно, непросто. Само пространство будто наполнено светом... Погружаешься сознанием во времена древности, откуда тянутся невидимые нити и прочно связывают нас с настоящим временем. В этих нитях пульсирует вечное знание о том, кто мы такие и куда идем. Не зря мы оказались в этом месте…

Археологические раскопки. Путешествие по Казахстану

На лужайках рядом с мавзолеем пасутся верблюды, а невдалеке пестреет сувенирный базар. Всё это очень впечатляет. Мы также посетили несколько подземных сооружений – бани и подземную мечеть, а также территорию, на которой ведутся археологические раскопки.

После осмотра комплекса возвращаемся в гостиницу, где вечером нас ждет последний совместный ужин. Ночью за группой приехал наш водитель, и они отправились домой.

Ну, а мы втроем, с 27 по 29 апреля находимся в гостинице – ждем приезда следующей группы.

Второй цикл путешествия
30 апреля 2014, среда, 1-ый день похода.

Ранним утром выселяемся из гостиницы и отправляемся на ж/д вокзал встречать нашу первую участницу – Марину. Остальные участники, Александра и Олег, присоединятся к нам 2-го мая. К этому моменту мы уже будем в горах.

Погода установилась жаркая. Если в предыдущем цикле похода мы пережили “зиму” и “осень”, то теперь нас ждала буйная весна и знойное лето, как и положено по календарю :)

Искрящийся водопад. Мир затерянных каньонов

Доехав до нужного места, выдвигаемся в наш забросочный лагерь. Совсем недавно по нашей тропе проходили козы и брать воду из реки Андрей не рекомендовал, поэтому на первом привале набираем для лагеря воду из живописного водопадика.

Ощущения от присутствия в этих местах сильно отличаются от тех, что были в первой половине путешествия: на стоянку пришли, как к себе домой. Солнечно, уютно, речка журчит... Андрей открыл спа-салон ;) Cнимаем обувь и ходим по прохладной воде с прекрасными массажными камушками… Ногам так давно хотелось почувствовать живую землю, а не подошву ботинок! Я устраиваюсь в каменном “кресле”, стоящем прямо в воде, и долго созерцаю течение воды и времени. Марина в это время устроила себе небольшую ознакомительную прогулку по каньону.

На плато. Мир затерянных каньонов Казахстана

Потихоньку близится вечер. Ставим палатки и отправляемся на вершину скалы. Устроили там торжественный перекус, одновременно любуясь закатом... Величественной красоты картина: солнце освещает ласковыми лучами все пространство перед нами, под нами и самих нас. Всеобъемлющее чувство растворения в окружающем мире...

В сумерках развели костер. Поужинали и долго сидели, беседуя про суфиев и наблюдая за звездами.

1 мая 2014, четверг, 2-ой день похода.

В момент, когда солнце только-только коснулось наших макушек, выдвинулись к месту следующей стоянки. Она находится недалеко, примерно в часе ходьбы по ущелью.

Располагаемся на новом месте.

Завораживающие горы. Мир затерянных каньонов

Попив кофе, перешли через ручей под скалу, в тень. Здесь до середины дня будет прохладно, и эта спасительная каменная стенка станет нашим укрытием от палящего солнца на все то время, пока мы тут находимся.

На обед сварили гречку, которая была съедена нами вприкуску с казахстанским вариантом сыра “Моцарелла” :) и зеленым луком, без которого ни один прием пищи уже не обходится. После обеда Марина пошла прогуляться. Андрей и Настя отправились купаться, а я медитировала неподалеку в тени скал. Солнце очень жесткое – думать почти невозможно, и расслабиться тоже… Ребята позвали меня окунуться. Водопад с ног до головы окатил ледяной прохладой, вернув ясность мысли и прибавив бодрости.

Оранжевый закат. Путешествие в Казахстан

Вечером Андрей с Настей отправились на вершину горы, чтобы найти телефонную сеть и созвониться с Сашей и Олегом, от которых мы ждем вестей. Нам с Мариной были заданы задания: собрать и поломать дров, срезать траву у очага и сварить чай. К сумеркам все было сделано, а ребята возвратились как раз к моменту закипания чая.

По итогам связи оказалось, что наши участники уже в пути. Утром Настя и Андрей пойдут их встречать. Ну а пока – горячие бутерброды с сыром, интересные беседы и дооолгое наблюдение за звездным небом через бинокль. Никогда не думала, что можно любоваться небесными светилами подобным образом. Об их изменчивом облике не догадывалась тоже. Марс пылает красными язычками пламени. Само небо дышит и пульсирует. Есть на нем еще синяя ледяная звезда… Вы ее когда-нибудь видели?

2 мая 2014, пятница, 3-ий день похода.

В 7:30 Андрей с Настей отправились встречать ребят, оставив нас с Мариной присматривать за лагерем. Пьём кофе в теньке… Солнце шпарит, не оставляя шансов выбраться куда-то на прогулку. Благо, долго ждать не пришлось: совсем скоро показались наши проводники вместе с новыми участниками. Теперь нас стало шесть – особое число, как говорил Лев :)

Познакомившись, принялись готовить обед. Настя, как всегда, порадовала вкуснецкой гречкой с луком и сыром.

Под каменной аркой. Мир затерянных каньонов

Немного переварив еду, отправились втроем на радиальную прогулку под каменную “арку”. Огромные булыжники над головой держатся на распоре. Духи гор – истинные скульпторы: создают совершенные формы, хоть под ними порой и страшновато сидеть :) До вечера весь наш лагерь пребывал в расслабленно-медитативном состоянии. Кто-то нежился в тени, кто-то наслаждался купанием, а кто решился и позагорать <:-0

Когда дневная жара спала и на стоянку легла долгожданная тень, Андрей обрадовал нас блинчиками с рыбой и сыром (неописуемое лакомство). Все собрались у костра и слушали разные интересные истории: про встречи в походах с дикими животными, про звезды, про религии… Такие вечера всегда очень хорошо сближают людей.

3 мая 2014, суббота, 4-ый день похода.

Утром – ранний выход и длииинный переход... Сначала нужно было преодолеть крутой склон. Подъем по нему показался очень тяжелым. Я шла на пределе своих сил. Добравшись до вершины, почувствовала себя настоящим героем!

Группа на тюльпанном склоне. Миры Каратау

В скором времени, перемещаясь по плато, мы заметили неподалеку табун диких лошадей. Такие лошадки могут быть весьма опасны, поскольку не приучены к людям.

Табун лошадей. Путешествие в горы Казахстана

К моему ужасу, они ринулись прямо на нас, и явно не с самыми добрыми намерениями.

Мы быстро свернули в сторону. Я обернулась и увидела, что лошади во главе с вожаком продолжают следовать за нами. На выбор правильных действий было крайне мало времени. Секунды раздумья проводника – и мы развернулись, пропустили их и вернулись на нашу тропу. Как это произошло, я до сих пор не пониманию. Но нам крупно повезло. В таких ситуациях участники группы должны держаться как можно плотнее друг к другу и четко следовать указаниям инструктора. Только сейчас я осознала, что мы запросто можем погибнуть в этих горах. Страх помог уяснить для себя это раз и навсегда.

По пути нам встретились также две ядовитых змеи. Чую, поход в Казахстан всем запомнится надолго...

И вдруг, посреди всех этих опасностей, под ногами повсюду запестрили разноцветные каменья. Некоторые экземпляры напоминали сердолик... Какая радость – хранить у себя частичку азиатских гор! Желающие выбрали себе по маленькому камушку на память.

Спуск в ущелье. Мир затерянных каньонов

Вновь спуск в каньон. Нас, как всегда, поджидают коварные сыпухи.

Деревья-исполины. Мир затерянных каньонов Казахстана

После нескольких утомительных часов ходьбы, совсем обессиленные, мы наконец привалились в тени высоких деревьев с мощными стволами. Здесь стоит кош, но в нем никого нет. Слегка перекусываем и снова отправляемся в дорогу.

Солнце нещадно печет, ноги сбиты, но какая-то сила изнутри ведет вперед и помогает не унывать.

Лопухи. Мир затерянных каньонов Казахстана

Неожиданно мы пришли. Взору предстала просторная тенистая площадка, поросшая гигантскими лопухами. Рядом шумит перекатами речка, в которую мы на радостях поспешили окунуться.

Стемнело совсем скоро. Снова изучали звездную карту неба. На ужин приготовили халвяно-шоколадную пасту – решили таким образом поощрить себя за нелегкий день.

4 мая 2014, воскресенье, 5-ый день похода.

Сегодня у нас запланирован очередной переход, но лагерь вставать не торопится. Буквально уговорила себя вылезти из палатки. После утреннего кофе пошли в небольшую радиалку впятером, оставив Марину присматривать за лагерем.

В гроте. Мир затерянных каньонов Казахстана

Дошли до красивого гротика. Покурили трубочку в приятной прохладе скал.

Колизей. Мир затерянных каньонов Казахстана

Слазили наверх по крупной сыпухе. Вид с верхушки этой груды обломков породы просто потрясный – огромные каменные плиты будто специально уложены чьей-то могучей рукой в необычное архитектурное сооружение… Почему-то у меня возникли ассоциации с Колизеем.

На обратном пути нам попалось несколько кустиков эфедры – лекарственного растения, из которого, по легендам, зороастрийцы готовили напиток бессмертия для богов.

По возвращению перекусили и стали собирать лагерь для очередного перехода.

Река. Мир затерянных каньонов Казахстана Идем по реке. Мир затерянных каньонов Казахстана

Первое время шли по реке. В пути нам открывались поистине волшебные виды: плотные заросли деревьев, клонящихся к воде, занавеси зеленых лиан над головой…

На привале развели таблетку шипучего витамина C в бутылке с водой и наслаждались получившимся кисловато-сладковатым эликсиром термоядерно-желтого цвета :)

Следующая стоянка напоминала предыдущую: все те же лопухи, река… Однако ощущения другие – как-то очень уютно здесь... Но не по-людски. Мы попали в Королевство Эльфов!

После установки палаток некоторые ребята, в том числе я, отправились за дровами. Андрей приготовил чудесные рыбные блинчики.

Марина у огня. Мир затерянных каньонов Казахстана

Спустился вечер. Восприятие стало плавным и текучим. Сидеть было приятно. Захотелось поиграть на варганах. Оказалось, что у нас их аж четыре.

Запели музыкальные инструменты путников. Казалось, вибрирующий звук наполнил всю долину. Поднялся ветерок. В густой синеве неба были видны темные силуэты причудливых существ: где дракон, где птеродактиль, где феникс... Кто-то видел морского конька и креветку :) А в какой-то момент все увидели нечто более реальное: у очага, прямо возле камня, полз настоящий скорпион! Он был совсем юный: бледный окрас, небольшой размер. Яд таких малышей не смертелен. Но на всякий случай мы отодвинулись от него подальше. Сидели мы в тот вечер долго, обсуждая древние сказания об эльфах и элементалах.

5 мая 2014, понедельник, 6-ой день похода.

Сегодня все спали очень долго и проснуться было довольно трудно. За утренним кофе пишу эти строки и снова чувствую, что я в горах, в диком месте, на свободе…

Пора готовить обед. Пока Андрей варил гречку, мы нарвали свежего лука. Акклиматизация ещё не закончилась, поэтому всячески хотелось добавки :)

Марина, Олег и Саша ушли спасаться от солнца в тени деревьев и скал,