Главная / Статьи / Отчеты

Александра Белова
Раздел:Отчеты

Путь превращения. Опыт путешествия в горах Кавказа, июнь, 2014

Рассказ участницы медитативного лагеря в горах Западного Кавказа в июне 2014 года.

На гранях мира
На странной странице
Движутся буквы
Стремятся проститься
И раствориться
В белом тумане
Играют с тобою в чудесные игры
Свежего ветра
Всемирного корня
Горения
И превращения
Двойственной личности
В силу единого

Мы вступаем на тропу перемен. Нас всех движут странные ветры. Ветры вдохновения. Эти ветры возникают из разных настроений, из разного опыта, проникают из разных дверей, но они собирают нас в одном пространстве.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Москва, Павелецкий вокзал. Я жду подругу, и хотя это наш «родной» вокзал, с которого мы постоянно ездим, она теряется в выходах, словно сходя с привычных способов перемещаться. Слава богу, мы вовремя находимся, садимся в поезд и встречаемся с участниками путешествия.

Новые люди. Мы немного волнуемся, понимая, что отправляемся вместе в мир, где будем жить наедине с реальностью друг друга и еще чего-то совершенно неизвестного. Это неизвестное одновременно пугает и манит. Но шаг навстречу этой неизвестности уже сделан, и мы вместе движемся в одном направлении.

Завариваем чай, беседуем, и постепенно узнаем, что каждого из нас побудило отправиться в поход. Среди нас есть и те, кто уже многократно бывал в далеких путешествиях, и те, кто едет в горы первый раз. Мне интересно расспрашивать и находить своего рода соответствия между нами. Постепенно от общих описаний походов переходим к обсуждению чудесных историй.

К этому времени поезд останавливается на станции, на которой к нам присоединяются наши инструкторы. За окном дождь, темнота. И вот двое инструкторов и их двое друзей заходят в вагон и приносят с собой заряд искрящейся радости.

Вот мы уже все вместе, одной командой, сидим в купе. Начинают литься песни, один за другим сменяются удивительные рассказы, напитки и еда.

Мы делимся своими ожиданиями от путешествия. Я рассказываю, что для меня это путешествие казалось чем-то невероятным, тем, чего не может быть, и я рада, что оно все-таки случается. Поезд останавливается, Андрей просит открыть дверь купе, и мы видим в окне напротив фейерверк. Это одновременно удивительно и естественно, потому уже возникло чувство, что сказки рядом.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Мы продолжаем путь дальше через песни и истории, через километры пролетающих за окном полей, лесов, дня и ночи. Иногда до нас доносятся птичьи трели и уже хочется выбраться из поезда, чтобы дышать свежим, вкусным воздухом.

Рано-рано утром приезжаем в Краснодар. Мы пересаживаемся в машину и сквозь темноту едем к месту начала восхождения. Начинает светать, и уже скоро можно различить в туманной белой дымке очертания гор.

Прибытие сюда ощущается как благословение. Мы поднимаемся все выше и выше, встает солнце, краски вокруг становятся все ярче, пока не начинают буквально сиять – синее небо, сочная зелень леса, сверкающие ручьи капающих водопадиков вдоль дороги, брызги луж, белые, розовые, сверкающие камни. Наши улыбки не знают границ. Кажется, что мы буквально врываемся в пространство, вдохновение гор втягивает нас в свой удивительный мир. Мы довольно быстро преодолеваем подъем, и перед нашим взором разворачиваются бескрайние волны горных хребтов. Мы здесь, это ли не чудо!

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Еще один переход по альпийским лугам, по морю диковинных трав и цветов, спускаемся вниз под скалы – в гроты. Это место нашей стоянки, теперь это наш дом. Ставим вещи, и отправляемся праздновать наше прибытие на утес с потрясающим видом на горные ущелья и заснеженные вершины.

Под нами – леса, в которых живут медведи, в небе парят огромные орлы, а мы совершенно непостижимым образом оказываемся в сердце всего этого величия.

Настя достает бубен. Андрей совершает обряд приветствия духов. И хотя пространства огромны, совершенно четко слышно эхо ответа со всех сторон. Мы погружаемся все глубже в ощущение древности этих мест и словно из недр собственных душ, каждый начинает петь песни. Звучат песни на неизвестных языках, а песни русского рока здесь воспринимаются как легендарные баллады мифологических времен.

Через некоторое время ребята начинают навешивать веревки со скал и спускаться с них. Наша команда, почти на три четверти состоящая из девушек, к моему удивлению, полностью воодушевилась и тоже бесстрашно спускается по отвесным камням.

Еще перед отъездом я знала, что будет альпинистское снаряжение, но для меня это было практически пустым звуком. Я была уверена, что для меня будет уже чем-то совершенно чудесным просто попасть сюда, а еще и выделывать какие-то упражнения на опасных скалах – это уже чересчур.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа. Но вот я вижу, с каким неприкрытым удовольствием и блеском в глазах спускаются девчонки, и меня тоже охватывает волна драйва и кайфа. Я спускаюсь позже всех, посмотрев, как делают это девушки в первый раз в жизни – осторожно и неспешно, и буквально в три прыжка – опытные ребята. Конечно, волнуюсь, но если сначала это было просто волнение от неизвестности и страха, то теперь это скорее приятное возбуждение, как в детстве, когда я лазила по деревьям. Тогда степень сложности взбирания только распаляла вдохновение, словно рождая внутри волшебные щекочущие пузырьки восторга от ощущения возможности почти невозможного.

Мне показывают, как пользоваться веревкой, как одна рука буквально держит «нить жизни», а другая движет. Я небольшими шагами подхожу к краю скалы, принимаю почти горизонтальное положение и начинаю спускаться.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Боже мой, я просто парю в воздухе, вокруг меня горы, и можно практически плыть по каменному склону. Немного качаюсь на свободных участках, как на качелях, переживая восторг и собранность. Благополучно спускаюсь вниз. И конечно же, хочется спуститься еще раз. Или, вернее сказать, еще не один раз.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа. Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Постепенно в горы приходит вечер, с уже «нашей» скалы, где мы пировали утром, открывается поистине величественный вид на закатное небо. Горы, за ними еще гряды облачных гор, солнце садится, окрашивая все в невероятные тона. Даже не верится, что за один день можно пережить такое количество потрясающих впечатлений. Сегодня день рождения подруги и, похоже, мы все вместе празднуем наше рождение в этом сказочном месте.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Перебираемся снова в грот, в центре которого расположен очаг, уже собранный нашими проводниками несколько лет назад, в прошлые путешествия. Разводим огонь из дров, заботливо оставленных предыдущими путницами, одна из которых сейчас с нами.

Есть четкое ощущение, что мы переходим на новый виток странствия во времени. Еще до того, как я решила ехать в поход, у меня возникло чувство, что во времени, на которое было намечено путешествие, буквально как в пространстве, образовались горы. Словно и время, и пространство, образовали единую плотность, некую вздымающуюся к небу гряду, что ощущалось, как нечто неминуемое. Это и страшило, и вдохновляло.

Как мне видится, чувство страха вполне естественно для таких мест, для мест силы. Чувство страха создает некую волну сопротивления, через которую имеет смысл ощутить нить своего настоящего, искреннего намерения, и по этой нити, как по веревке, оказывается возможен проход в пространство восприятия сказочного мира. В то же время, страх в горах – своего рода регулятор здоровой разумности, потому что при всем великолепии и бурях восторга, жизненно значимо сохранять бдительность, собранность, внимательность к происходящему. Непредвиденные ситуации могут произойти с каждым – и новичком, и опытным человеком.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Разводится огонь. Андрей, смотря вдаль, говорит о том, что ему хочется видеть здесь грозу с молниями и громом. Что ему одновременно и страшно, и страшно нравится живое действие природных сил. И грозы действительно еще придут к нам.

Почти до рассвета мы сидим у огня, поем песни под гитару, идут и разговоры, и споры, и внезапные осознания. Приходит очень душевное ощущение, что мы знаем друг друга уже давно, есть и чувство, что горы вокруг тоже вслушиваются в наши голоса и узнают нас. Расходимся по палаткам под утро, когда в небе, там же, где садилось солнце, заходит совершенно космический оранжевый лунный диск. Мы находимся на неведомой планете, а возможно, кто-то в нас знает, на какой.

Утро. Кофе, трубка. Горы! Болевшее вчера тело немного отпустило, словно напряжения пути более равномерно распределились и отчасти ушли. Мы направляемся осуществлять одну из задумок похода – открывать новые пещеры, которых тут должно быть множество. В лагере остается два человека, вдевятером отправляемся на соседнюю гору.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Снова в руках трекинговые палки, снова подъемы и спуски. Подъемы даются мне непросто, быстро сбивается дыхание, напрягается все тело, я стараюсь внимательно дышать. Через некоторое время словно открываются заслонки, начинает аццки переть, электрический ток звенит в мышцах и медовое удовольствие растекается по телу.

Мы выходим на плато, здесь пасется табун лошадей. Кажется, что эти сильные красивые существа свободно перемещаются по полю, чуть ли не летая. На нас надвигается темная туча и мы сами, как кони, быстро взбираемся на новый склон. Но дождь обходит нас стороной, позволяя беспрепятственно добраться до места, где должен быть вход в пещеру.

К слову, он сразу же находится – недалеко от входа в еловый лес и медвежьих угодий. С еловых веток свисает то ли мох, то ли лишайник, вроде водорослей; видимо, еще со времен Мирового океана.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Навешиваются веревки в пещеру, и первопроходцы погружаются в темную неизвестность. Буквально через несколько минут мы слышим восторженные возгласы. Оказывается, что в пещеру есть и другие входы, в ней множество «окон». Через некоторое время мы узнаем, что есть доступный для всех вход.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа. Обходим склон, пролезаем в щель и оказываемся в большом просторном зале с огромными потолками и широкими просветами. Зеленый полумрак, столбы солнечного света создают ощущение пространства собора. Поэтому и пещеру решено назвать Соборной. Открыватель пещеры набирает воду в небольшом подземном озерце – мягкую и сладкую. Еще немного времени проводим здесь и отправляемся в обратный путь.

Возвращаемся немного иной дорогой, чем шли сюда, идем по альпийским полям, иногда по пояс в душистой траве, среди диковинных цветов. На прозрачное голубое небо выплывает круглая молочная луна. Мы крошечными существами перемещаемся через бескрайние пространства, растягиваясь длинной вереницей.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Издалека видно, что место нашей стоянки находится в большой скале, в которой, словно в сыре дырки, множество гротов, отчего создается ощущение, что это своего рода пещерный город древних людей.

Еще немного пути – и мы подходим к родному гроту. Нас уже с нетерпением ждут с рассказами. Пока мы ходили, у девушек тоже были свои открытия и опыты. Они делятся, что им тоже думалось о путешествии, но они совершенно естественно провели время на стоянке.

В лагере заканчивается вода, и несколько человек, в том числе я, отправляемся за водой. Мы видим, как в сизую дымку садится солнце – малиновый шар. Горы окутывают нас сумерками, а мы спускаемся все ниже. В чаще на склоне горы протекает тоненькой струйкой ручей. Почти по каплям собираем воду. Вода вкусная, и мы рады, что ее добыли. На обратном пути становится уже совсем темно. На мокрой траве танцуют блики. Я даже не сразу могу понять, откуда они – то ли это светлячки, то ли отсветы фонариков или даже луны. Решаю, что это все-таки лунно-фонарные блики, но сумеречность пространства заставляет меня идти быстрее вперед.

На обратном пути проверяем водокап, который течет из скалы рядом с нашим гротом. Вода здесь набирается довольно быстро, особенно во время дождей, поэтому необходимость далеко и трудно ходить за водой отпадает.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Эту ночь мы тоже долго сидим у костра, слушаем рассказы из других времен и путешествуем вместе с рассказчиком. Много вопросов, много и ответов. Вот уже догорают угли, они мерцают теплом, в них подкладывают ароматные можжевеловые веточки. Так приятно вдыхать их аромат... Ночь очень яркая. Лунный, словно круглый, свет красит горы в белый цвет, и еще сильнее ощущается их древняя и живая природа.

На следующее утро идет дождь. Собственно, начинается череда дней, которые слились в один – и в прямом, и в переносном смысле. Дожди, облака, туманы и ветра становятся нашим опытом и путешествием, как и растворение линейности ощущения времени. Это мне сейчас становится понятно, потому что сложно восстановить в памяти непосредственную череду событий. Событием становится уход – уход от привычной круговерти мыслей и желаний, от привычного состояния тела и ума. Остаются самые простые – холод и тепло, голод и жажда.

Событием становится и новое ощущение времени – протяжное и длительное. Из-за меньшего количества впечатлений время просто вдыхается и выдыхается. Хотя порой бывает сложно оказаться вне обыденных дел, вне возможностей занять себя чем-то, чтобы занять. Мы почти не действуем, теперь действуют силы природы, а мы можем наблюдать, как это происходит.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Но пока еще мы об этом не знаем, и просто откладываем разведывательный поход по окрестностям. В общем, все рады тому, что яростный прорыв в горное пространство сменяется своего рода выдохом.

Размокла почва, и становится довольно опасно. Действительно, в один момент прямо перед гротом падает огромный камень. Внезапность этого пугает, и мы разом становимся бдительнее.

Мы много рисуем, делаем общий наскальный рисунок. Все вместе пишем один стих, в котором слышны и разные голоса, и общий настрой. Приходят тучи и грозы, заказанные Андреем. Картина мира сильно меняется. Горы становятся суровее, а разряды молний и грома мгновенно очищают. Горы дышат. Горы гремят. Горы живут жизнью несоразмерно дольшей, чем человеческая. И поэтому так удивительно сейчас быть частью этого. А по возвращении меня временами пронзает мысль, что все это чудо мира существует одновременно с гораздо более короткими и поверхностными обычными жизнями обычных людей. То есть, Вы, например, сидите и пьете кофе на кухне или листаете новости “Вконтакте”, как и я тоже, а прямо в это же время на другой стороне экрана сотрясают мир исполины и тонкие травы качаются в потоках свежих ветров.

Врата радуги. Июнь 2014 года. В горах западного Кавказа.

Время течет быстрее, незаметно приходит вечер. Грозы прекращаются, расходятся тучи, и мы становимся свидетелями еще одного чуда. Солнце садится и красит белые известняковые скалы в яркий оранжевый цвет. Более того, сам воздух, возможно, из-за своей влажности, тоже кажется наполненным оранжево-золотистым сиянием. И тут с противоположного склона горы на наш перекидываются огромные врата радуги! Нас охватывает эйфория. Мы наблюдаем, как радуга растет, наливается цветом, как начинает появляться еще одна...

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа. На закатном утесе тоже невероятным образом разворачиваются сказочные картины иных миров. По небу летят лиловые драконы, черничные облачные горы появляются на горизонте, золотой туман покрывает долину. Солнце кажется прозрачным, а тонкие облака, находящие на него, словно оказываются по другую сторону солнечного диска, будто округлость солнца – это окно с тонким слоем света, за которым видны другие горы. Такой нас ждал волшебный подарок к концу грозового дня. Благодарствие.

Еще два дня туманов и ветров. Порой ветер дует сильно. Мы сидим в гроте и не смеем вылезти наружу. Когда он утихает, ходим по ближайшим склонам, но недалеко. Далеко и не уйдешь – пронизывающие потоки воздуха останавливают. Однако далеко ходить не особо и хочется. Те картины, что разворачиваются с места, где мы стоим, наполнены непрестанным движением и превращениями. Облака поднимаются из расщелин, плывут причудливыми иероглифами, словно беседуя друг с другом, с еловым лесом, с солнечными бликами. Ветер носится между скалами, все знает, а возможно и может рассказать тем, кто способен слышать.

Врата радуги. Июнь 2014 года. В горах западного Кавказа.

Еще на второй день путешествия подруга говорит, что воздух тут особенный, молочный, словно его можно пить. Теперь он на самом деле становится молочным, когда мы оказываемся полностью в облаке. Сосновый лес на склонах становится совсем призрачным, мир становится призрачным. Кажется, что в нем обитают какие-то совсем неведомые сущности и мы притаились, чтобы нас не было особенно заметно. Разговоров становится все меньше, кажется, что все умолкает. Постепенно исчезает все, что казалось большим и значимым. Даже двигаться особенно не хочется. При этом есть ощущение большой силы, которая внутри то ли дремлет, то ли бродит, и ей временами хочется выйти наружу, но она пока не знает как, или я не знаю, как и не могу решить или решиться. Временами есть ощущение, что это такая большая сила, что от меня может ничего не остаться, если она начнет выходить наружу. Вот и сижу, пью кофе, ем еду, дышу, таю. Удивительно, что, находясь вместе в небольшом пространстве, мы ощущаем себя и единым сообществом, и одновременно каждый находится сам с собой. Наедине с реальностью.

Но все простые и жизненно важные дела здесь. Нужно идти за дровами, их пилить, и все это доставляет настоящее удовольствие. Простое и вдохновенное.

На облачные дни выпадает и полнолуние. Наступает ночь и мы ждем, пока она станет видна с места нашей стоянки. Гадаем, разойдутся ли тучи, сможем ли мы полюбоваться лунным чудом. И они действительно освобождают небосклон. Красавица Луна выплывает громадным шаром из-за гор, и мы бесконечно рады, что можем быть свидетелями ее шествия по небу.

Врата радуги. Июнь 2014 года. В горах западного Кавказа.

Созерцаем луну, сидим еще немного у костра и расходимся по палаткам. Мы живем в палатке вчетвером – три девушки и парень. И вот, собравшись в теплой палатке и уже собираясь спать, мы внезапно начинаем веселиться и хохотать по любому поводу, рассказывать забавные истории и вообще всячески барагозить. И это ночное веселье становится традицией до конца нашего путешествия.

Вообще все ночи проходят необычно. У меня ощущение, что я и сплю и не сплю. А после такого бурного засыпания на грани сна и яви, мне вообще становится малопонятно, кто я тут из всех присутствующих, какого размера и формы.

Сон в горах особенный, но все «необычности» воспринимаются естественно. Только потом, возвратившись обратно, понимаешь, насколько это было удивительное состояние. И даже одного воспоминания и легкого сосредоточения на этом опыте становится достаточно, чтобы состояние поменялось. Для гор это было естественным, а в обычное время кажется сверхъестественным.

Врата радуги. Июнь 2014 года. В горах западного Кавказа.

Нам остается два дня похода. Утром решено сниматься с лагеря и переходить на стоянку ниже – в буковый лес у ручья. Нас словно подхватывает радостный ветер, появляются силы, и, как по мановению волшебной палочки, прекращается дождь. Выходит яркое солнце, теплеет. Мы собираемся, прощаемся с местом. Я понимаю, что мне хочется еще сюда вернуться, как в родное и драгоценное место.

Снова выбираемся на альпийские луга, делаем небольшой переход и буквально оказываемся в другом времени года – в Лете! Тепло, даже немного душно. Высокие травы и цветы, бабочки...

Спускаемся по знакомой дороге и оказываемся в совершенно другом мире – в древнем девственном лесу, с громадными, чуть ли ни метр в диаметре, лопухами, чудесными цветами, в океане прозрачного зеленого лесного света.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Наша новая стоянка располагается у ручья. Поставив палатки, кубарем спускаемся к воде, и несмотря на то, что она практически ледяная, купаемся. Боже, какое блаженство, свежесть и новость тела и души!

На закате идем с подругой прогуляться вдоль ручья. Тут настоящий древний лес: великаны-деревья, поросшие мхом, карликовые причудливые самшиты, какие-то неведомые грибы. Кажется, вот-вот из-за камня выглянет доисторический ящер и спросит: “Что это вы тут делаете?”

А мы еще немного идем вдоль ручья и садимся на крутом берегу поговорить, поделиться впечатлениями и девичьими переживаниями. Постепенно темнеет, и вдруг мы замечаем, как в густоте потемневшего леса начинают парить маленькие светящиеся точки. Это светляки! Один, и еще один, и вот меж почти черных деревьев летают и перемигиваются зелененькие огонечки. Конечно, волшебство, а что же это еще?

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Возвращаемся к очагу. Тут царит спокойствие и размеренность. Постепенно все собираются, и мы играем для леса и светляков на варганах. Уже наступила ночь и вроде можно идти спать, но всем хочется чудесных оладушек Андрея, и мы уговариваем его их сготовить.

Это просто невероятный пир! Ночь, темный лес, горы, а мы сидим у огня и поедаем сказочной вкусноты оладушки с сыром. Ммм...

Вообще, вся еда во время похода производила какое-то эйфорическое действие. Самые простые, казалось бы, продукты здесь обретают вкус праздника, каждый кусочек наполнен радостью и силой.

Наконец мы расходимся. Наша четверка забирается в палатку, и счастливое пиршество продолжается уже в рассказах, я делаю всем массаж, и мы будоражим хохотом лес еще несколько часов и засыпаем уже под утро. Удивительно, что когда наконец мы замолчали, всем слышался голос Андрея, но не из палатки, а в голосе ручья. Видимо, это нормально, чего только не бывает в горах...

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

И вот – день сброски. Собираемся, напоследок девушки наряжаются в тонкие платья и запечатлевают себя на фотографиях нимфами. Тут это совсем просто. Мы такие и стали – горные и лесные девы.

Два часа дня, за нами приезжают уазики и мы совершаем быстрый спуск к деревне у реки, в лесу возле которой устраиваем прощальный пир с горами.

Снова звучат песни, их голоса пронзают мир, пережитый нами здесь, соединяя его со многими другими мирами и людьми, словно в сияющий круг.

Начинает идти дождь, капли прорываются сквозь густую листву и сразу же за этим выходит солнце. Мы погрузились в сказочный мир и снова вернулись. Невероятная благодарность месту и людям, с которыми посчастливилось разделить путешествие, или, вернее, с которыми повезло собраться в этом мире.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Мир же местных людей и вся деревня поначалу кажется чем-то совсем уж странным и почти не существующим, словно выдуманным миром. Но мы постепенно адаптируемся, за нами приезжает еще одна машина и мы едем в Краснодар.

В городе мне все-таки еще сильнее странно. Кажется, что я большой зверь, который внезапно оказался посреди кукольного мира.

Садимся в поезд. Мы с нашими инструкторами в разных вагонах, и теперь нам нужно пройти весь поезд, чтобы воссоединиться. Устроившись, снова собираемся все вместе.

Теперь мы едем в каком-то новом качестве. Словно все, что накопилось за время пребывания в горах, преобразуется, и выстраиваются новые связи в мире. Так или иначе, эта часть пути также ощущается как значительный опыт открытия и закрытия, пережитого не только в этом походе, но и в жизни, а может, и не только в этой.

Июнь 2014 года. В горах Западного Кавказа.

Мне печально расставаться с нашей группой, но, к счастью, на станции меня встречает добрый друг, также отчасти принадлежащий к этому пространству сказок.

Сказки продолжаются. Они перетекают из сердца в сердце. Да, сказки открываются, живут и закрываются. Хочется помнить, что они есть. Они рядом. Помнить, что кто бы ни хранил двери и замки, ключ все равно внутри. И кроме себя, их никто не откроет. Вместе с осознанием этого, особенная благодарность ощущается за поддержку каждого участника, потому что без нее путешествие не случилось бы таким, каким оно было – сказочным и мощным.