Главная / Статьи / Отчеты

Элла Леонова
Раздел:Отчеты

Экспедиция в Королевство Марокко. Февраль, 2016

Отчет участницы похода в Марокко в феврале-марте 2016 года. О берберских тропах и каньонах-лабиринтах, об оазисах и пальмах, о знакомстве с Океаном и вкусе опунций...

Поход в горы Марокко

Мы прибыли в каменистую пустынную ночь. Над головой – тысячи звезд. Дует сильный холодный ветер, но как же мы счастливы оказаться здесь!

Поход в Марокко

Конечно, вчера еще не было понятно, где мы оказались. А утром солнце осветило мир и мы увидели, что находимся на обширном плато. Облака, камни и аргановые деревья. Африканская неспешность.

Поход по Марокко

Попив кофе, отправились в путь. В дороге обнаружили древний супер-лифт – на самом деле, бербреское убежище из камней, но снаружи выглядит, как какая-то загадочная кабина. Средь глыб кучкуются заросли молочайных кактусов. Колючие!

Поход по горам Марокко

На ночь остановились на плато, в уютных зарослях аргании. Звездной ночью долго сидели у костра, смотрели в африкансую высь… Марокканское небо – оно другое, другие созвездия, незнакомый мир совсем… Интересный…

Поход в пустыню

На следующий день мы оказались в глубоком и величественном каньоне с очень высокими стенами. Здесь тишина… Все кажется наполненным этой тишиной. Удивило то, что тут живут голуби.

Поход в каньоны Марокко

Перемещаясь по дну этого масштабного туннеля, в какой-то момент перед нами, как райский маяк, возник оазис с бирюзовыми ванночками. В ванночках водятся рыбки, которые под настроение могут сделать пилинг огрубевшей кожи стоп :) Купаться тут приятно, в некоторых местах ощущаются теплые потоки термальных родников.

Поход по каньонам Марокко

Дальше – грандиозные по красоте затопленные участки каньона: вода прозрачная, искрящаяся бирюза в глубоких прохладных ваннах…

Путешествие в Марокко

А следом нашим глазам предстало еще более уникальное зрелище. На высоченных стенах каньона застыли гигантские карстовые натеки! Видно, давным-давно это была пещера, но ее верхняя часть по каким-то причинам обрушилась, обнажив внутреннее убранство причудливых скульптурных очертаний.

Поход в Марокко

Это место по ощущениям – как храм. Состояние возвышенное и спокойное.

Поход в горы Марокко

Старой берберской тропой спустились ниже и нашли гигантскую обводненную пещеру. Место настолько впечатляет, что не оставляет никаких чувств, кроме благоговейного трепета.

Поход в Марокко

Следующим днем возвратились чуть назад – решили постоять лагерем в оазисе.

Каньоны Марокко

Идем в радиалку на плато. Сверху каньон выглядит как лабиринт. Под ногами – гигантские плиты-зеркала, сверкающие влагой на солнце. Казба, сложенная когда-то пастухами-берберами, разрушена временем. Мы видим лишь одинокую стену. Она сложена из камней без использования раствора.

Поход в горы Марокко

Пошел мелкий дождь. Сидим в скальном гроте. Перед нами – пальмы и раскидистая темно-зеленая аргана с крупными маслянистыми плодами. Два дня назад здесь, прямо по дереву, скакала коза и объедала листву и плоды вместе с колючками.

Поход в Африку

…Есть ощущение, что в этих каньонах живет много существ, но все они скрываются от наших глаз. Вчера я заметила странную желтую мартышку. Мгновение, и она исчезла, как будто ее и не было.

Путешествие в Африку

Утром мы стали двигаться дальше по каньону. Путь нам преградил полностью затопленный участок. Решили не переходить глубокий брод и поднялись наверх. Через какое-то время оказались на плато, которое запомнилось как место, где "все наоборот". Ночью разожгли там костер из сухих кактусов. Дым по запаху напоминал аромат индийских ароматических палочек – резиновый :)

Путешествие в Северную Африку

Утром выдвинулись в путь и ноги привели нас к Казбе. Это могучая крепость, расположенная на утесе, ныне заброшенная. Раньше в таких крепостях жили кланы "амазиг", берберских племен.

Поход в горы Марокко

Дверь оказалась заперта на замок, но тут же мы заметили дедушку-бербера, быстро поднимающегося вверх из поселка по извилистому серпантину. Он оказался возле нас через 20 минут с ключом и провел экскурсию, изъясняясь на одном их марроканских диалектов. Забавно было угадывать, о чем идет речь :) Мы поняли, что раньше здесь делали мед, соты хранили в специальных секторах стены, а провизию складировали в погребах. Еще наш дедушка долго крутил перед нами какой-то усохшей фитюлькой, и даже дал понюхать. Оказалось, что это - древняя морковь.

На территории крепости мы встретили еще один экземпляр пахучего растения, которое видели на плато, только теперь это было большое дерево. Спросив у нашего экскурсовода языком жестов, что это за дерево, он загадочно изрек: "Абсент"...

К вечеру мы спустились вниз и оказались в пальмовом лесу неподалеку от поселка, где отведали гранатов и фиников прямо с пальмы. Пройдя вперед, снова увидели знакомые стены с натеками... Ого! Мы очутились в нашем же каньоне, только с противоположной стороны! :)

Нам встретилась местная женщина, которая тащила на себе большую охапку пальмовых листьев. По всей вероятности, местные жители используют их для перекрытия крыши. Или для подметания пола :)

Ходили гулять в сторону начала каньона. Приятно было снова встретить обводненный грот. В процессе прогулки набрали мешок фиников.

Это наша крайняя ночь в каньоне... Мы долго сидели у костра и смотрели на почти полную Луну.

Поход в Марокко

Теперь нам предстоял переезд на Океан – завершающий штрих основной части нашего похода. В пути остановились возле опунцивоего сада. Опунция – кактус со съедобным красным плодом, по вкусу напоминает что-то среднее между арбузом и помидором. Весьма оригинально и вкусно!

Поход в Марокко и океан

Наконец мы в Легзире! Воздух тут влажный и пропитанный солью. Вещи сушить бесполезно – за ночь в гостинице так ничего и не высохло. Заселившись в уютный домик с балконом, отправились испробовать местной марроканской кухни. Здесь готовят таджин из дорадо. Таджин – это блюдо, приготовленное в керамическом блюде с крышкой и сам способ приготовления, а дорадо – это рыбка :)

Путешествие к Атлантическому океану

После обеда пошли прогуляться по берегу. Зрелище потрясающее – длинный-длинный пляж с огромными песчаными арками...

Поход в Марокко. Легзира

Когда проходишь под их сводами, невозможно не задирать головы, и кажется, что отрываешься от земли и уносишься прямо в золотой закат... Шум океана пронизывает насквозь... Ощущения неописуемые!

Поход в Марокко. Арки Легзиры

Мы проводили заходящее за океан солнце и в сумерках вернулись к гостинице.

Поход в Марокко. Пляж Легзира

По правде сказать, разговор с Океаном – это очень личный момент. Белоснежное кружево волн манит познакомиться поближе, но рокощущие воды так и норовят затянуть в пучину, вымывая песок из-под ног...

Поход вМарокко

И все же здесь понимаешь, что где-то уже слышал древнюю песнь Океана – ведь ты сам когда-то вышел из его глубин. Слушать эту песню на ночном берегу под луной – особое удовольствие... Только не следует забывать, что может начаться прилив :)

Поход в Марокко

На атлантических берегах мы завершили наш поход. Однако впереди нас ждала разведка! Утром мы покинули Легзиру и взяли курс на загадочную Долину камней.