Главная / Статьи / Отчеты

Эля Леонова
Раздел:Отчеты

Поход в высокогорьях Киргизии. Июль 2017

Ниже я описываю наш поход в Киргизию в июле 2017. Великолепные альпийские луга ущелья Кегеты, высокие стройные водопады, волшебное бирюзовое озеро Кель-Тор, лошади в тумане, море цветов и трав, целебный Иссык-Куль...

Горный лагерь в Киргизии

Все началось с того, что прилетев в Бишкек за пару дней до начала путешествия, изменился прогноз погоды в запланированном для похода районе. Изменился сильно и не в лучшую сторону. Стало ясно, что план нужно менять. Проводники приняли решение ехать в Кегеты – не очень популярное ущелье, но очень красивое. В этом шикарном высокогорном ущелье можно побывать на маршрутах Легенды Иссык-Кульской долины и Три ландшафта Киргизии.

Гало в горах Киргизии

Мне впервые довелось побывать на высокогорье именно в этом походе. Хотя высоты и не были слишком значительными (2725 м в районе озера Кель-Тор), это была отличная возможность испытать себя, потренироваться перед более серьезными походами и увидеть великолепные высокогорные ландшафты, альпийские луга, знаменитые тянь-шаньские ели и побывать у подножия сверкающих ледников. К тому же, у нас были две отличные команды под руководством опытных проводников!

Поход в горах Киргизии

Само ущелье имеет несколько боковых отвилок, довольно протяженных и очень живописных. В одной из них, на лесистом склоне, мы разбили наш первый лагерь. Нужно было акклиматизироваться и прийти в себя после переездов.

Ночь в горах. Киргизия

Сложив большой красивый очаг, развели первый огонь в горах. Ночь уже рассыпала по небу звезды. Внизу красиво серебрилась река. Силуэты гор напротив создавали ощущение уюта. Достали гитару… Это было так прекрасно, что после совместного музыкального вечера было принято единогласное решение дружить лагерями :) К тому же, в каждой команде у нас были замечательные гитаристы!

Разнотравье в ущелье Киргизии

Утром обнаружилось, что повсюду на склонах цветет множество самых разнообразных цветов – желтые, оранжевые, сиреневые! Весной и летом тут кругом – душистое разнотравье, из целебных растений можно встретить шалфей, зверобой, череду и другие. В Киргизии собирают вкуснейший мед на основе местных трав.

Лагерь в горной долине Киргизии

Виды восхитительные, воздух елово-сосновый, утренний кофе – волшебный…

После завтрака выдвинулись к месту второй стоянки по узенькой тропе на лесном склоне. Тут и там попадалась спелая земляника и нежно-голубые колокольчики. Мы прошли не так много, но набор высоты заявил о себе: шлось медленно и чуть-чуть кружилась голова.

Поход в высокогорьях Киргизии

Тропа привела нас в зону альпийских лугов. Ущелье потихоньку выполаживалось, мы  оказались в сочной зеленой долине, усеянной оранжевыми ноготками и сиреневой геранью. Справа сбегал по скалам живописный водопад. Шикарное место для лагеря!

Водопад в ущелье Киргизии

Но едва мы успели расслабиться, как на нас неожиданно полился дождик. Вторая группа еще не подтянулась, наша тоже не торопилась ставить палатки. Вместо этого мы достали групповой тент, но так как вешать его было некуда (деревьев поблизости не наблюдалось), мы дружно занырнули внутрь и принялись пережидать дождик под увлекательные истории. Истории все не кончались, а вот дождь уже прекратился. Тут стало понятно, что вообще-то очень хочется освежиться, так сказать, смыть городской "налет". Очень кстати рядом призывно шумел водопад!
По очереди, кто в одежде, кто без нее, мы поспешили омыться под его бодрящими струями! Эффект был потрясающий – словно сняли душный скафандр...

Ночной лагерь в горах Киргизии

Вечер мы провели у костра в нашей дружной компании, а на следующее утро отправились на акклиматизационную прогулку вверх к подножию ледника. Виды вокруг завораживали. Попадались какие-то совершенно космические растения.

Флора Киргизии

Мы стали свидетелями любопытной картины: в конском табуне, мирно щипавшем травку на склоне, неожиданным образом оказался ослик, который ходил хвостиком за лошадью. Вот такая бывает необычная дружба…

У подножия ледника. Киргизия

К самому леднику ходили не все, а те, кто пошел, принесли нам сверху автограф ледника – кружку снега.

По пути обратно учились собирать дрова на крутых склонах – здесь деревья растут только на них. Иногда среди кустов попадается аконит – ядовитое растение. Нужно быть аккуратным, чтобы не получить ожог.

Прямо у лагеря нам встретился смешной зверек – наверное, степной сурок или суслик.

Водопад в ущелье Киргизии

На следующий день мы собрали лагерь и отправились в соседнее ущелье, ведущее к озеру Кель-Тор. Сброс высоты снова "дал по мозгам". Зато вскоре мы оказались у мощного 20-метрового водопада. Он находится на склоне вблизи дороги, которая проходит через ущелье. Оказалось, что можно зайти прямо за стену водопада к скале. А при солнечной погоде в водопаде образуется яркая радуга!

Водопады Киргизии

Дальше нам предстоял нелегкий путь по дороге. Почему-то это был самый трудный участок пути за весь поход – видимо, сыграла роль перемена высот. Когда мы начали подъем по ущелью, силы были уже на исходе. И тут совсем рядом, будто из-под земли, перед нами вырос загадочный домик на колесах. А возле него дедушка стоял и мед продавал. Увидев нас, он подарил нам бутылочку 0,5л своего домашнего медку. Один глоток этого янтарного целебного эликсира вернул силы! Спасибо, дедушка! Теперь буду рассказывать всем про чудодейственный кегетинский мед!

Лагерь поставили в симпатичном местечке на уютной круглой полянке. Вечерело. Скоро стало совсем темно и ужинали мы уже под светом звезд. Сегодня все устали, кто-то сильно сбил ноги, поэтому у костра остались самые стойкие.

Ночь в горах Киргизии

Утром оказалось, что лагерь обступили коровы! Некоторые из них "угнали" личную посуду, а у тех, кто плохо завязал рюкзак, чуть не съели продукты, но захватчиц вовремя отогнали. Когда нашли все недостающие элементы, снова отправились в путь – искать более спокойную стоянку :)

И вышли мы на шикарнейшую поляну меж густых елей и сосен, и места там нашлись для обеих групп, и возрадовались!

Водопадный каскад горной реки Киргизии

Справа по склону бежала река с красивым водопадным каскадом. Преодолев вброд несколько ручьев по дороге к нему, мы нашли знамя с изображением Ленина с надписью "Победителю в социалистическом соревновании", а на обратной стороне – "Слава Труду" :)

Знамя Ленина в Киргизии

На следующий день нас ждал долгожданный подъем к ледниковому озеру Кель-Тор! Дорога к озеру идет вверх по крутой лесной тропинке. От дождей она стала скользкой, подниматься было тяжело. Чувствовалось, что Озеро нужно заслужить.

В лесу нас застал сильный ливень. Мы укрылись под елью и стали задабривать дождь: приплясывали и пели о том, как любим небесную воду... Дождю понравилось и он успокоился.

Выйдя из леса, мы оказались на гигантской подушке из можжевельников! Выглянуло солнце, подул свежий ветер и вот мы уже летели вверх на крыльях вдохновения! Пройдя вверх по тропе, заметили старинную плотину.

Мы поднимались все выше и выше, и наконец, за очередным холмом, нам открылся потрясающий вид на великолепное озеро Кель-Тор!!!

Купание в озере Кель-Тор. Киргизия

Его прекрасный кристально-бирюзовый цвет так и притягивал взгляд. Вокруг танцевали на ветру эдельвейсы. Мы решили подкрепить силы и сделать подношение прекрасному Духу Озера. Пока обедали, с верховьев ущелья спустился густой туман. Озеро изменило цвет и стало стальным.

Высокогорное озеро Кель-Тор в Киргизии

Мы пошли вокруг озера, а на нас взирали загадочные каменные истуканы…

Каменные истуканы на озере Кель-Тор

Вдруг мы услышали странный шум. Пойдя на звук, прямо у берега мы обнаружили воронку, в которую утекало наше озеро! Выяснилось, что река, вытекающая из озера, уходит под землю и вырывается на поверхность уже в лесной зоне. Плотина, которую мы видели, скорее всего нужна для предотвращения эрозии почвы.

Озеро Кель-Тор в тумане

На обратном пути нам открылось восхитительное зрелище: лошади в тумане! Как это было красиво и загадочно!

Лошади в тумане. Киргизия

Вернувшись в лагерь, мы с удивлением обнаружили под тентом двух продрогших иностранцев – парня из Египта и девушку из Америки :) Они были налегке, но так и не дошли до озера, вдобавок вымокли до нитки (наверное, не пробовали задабривать дождь). К вечеру им нужно было оказаться в Бишкеке. Мы отпаивали их горячим чаем и удивлялись, как же они решились пойти в горы без снаряжения и не зная дороги. А они восхищались, что у нас и спальники, и палатки с собой, и все остальное. Согревшись у костра, счастливые путники пошли вниз. А мы смотрели чудесный закат и радугу над нашим ущельем.

Горный лагерь в Киргизии

Встав пораньше, мы попрощались с нашей уютной стоянкой под сенью елей и стали спускаться по ущелью обратно. Внизу расположились несколько юрт. Здесь иногда принимают гостей на так называемое "кумысолечение" – это когда сначала пьешь очень много кумыса, а потом очищаешься в располагающихся рядом деревянных домиках :)

В установленном месте нас встретил водитель на грузовичке и довез до дороги. Мы ехали стоя и смотрели на наше прекрасное ущелье. Вскоре оно скрылось с глаз…

Лагерь на берегу Иссык-Куля

Ну а нас ждал Иссык-Куль – легендарное "горячее" озеро! Мы выбрали дикий пляж и расположились лагерем на уединенном песчаном берегу. Удивительно, но и летом Иссык-Куль совсем не горячий, хотя разница в температуре воды по сравнению с майским походом ощущалась... Но все-таки в нем можно купаться! :)

Лагерь на Иссык-Куле

Мы провели чудесный вечер на берегу озера. У нас была гитара, дружная компания, Иссык-Куль и звездное небо. Что еще нужно для счастья?

Наша группа на берегу Иссык-Куля

Следующим утром мы отправились в юрточный лагерь на берегу Иссык-Куля. Рюкзаки и часть группы поехали на грузовике с нашим водителем к юртам, а мы решили прогуляться пешком. Чтобы обойти территорию заброшенного пионер-лагеря "Зорька", было решено просто пойти вдоль берега.

Брод. Иссык-Куль

Но вскоре нас обескуражили облепиховые кусты, растущие плотной стеной прямо у воды! Чтобы куда-нибудь не впилась колючка, пришлось намочить ноги. Постепенно мы все переобулись из трекингов в сандалии, затем пошли в носках вброд, вскоре некоторые не выдержали и поплыли… Надо сказать, это принесло массу веселья :)

Юрточный лагерь на Иссык-Куле

Недавно построенный юрточный лагерь очень порадовал своим устройством: тут были и просторные войлочные юрты, юрта-столовая, душевая, садик с прудом и свой собственный выход на берег. Мы были здесь впервые и остались весьма довольны, единственное – еду надо заказывать заранее и не наугад :)

Купание в Иссык-Куле

Весь день и вечер мы загорали и купались. Несколько ребят умудрились в последний походный день обгореть... А в остальном – это было шикарное завершение похода!
Вторая группа даже успела съездить искупаться на горячие источники Джууку. Ну а нам хватило и нашего "горячего" озера :)

Иссык-Куль на закате

Тот самый романтичный момент – утром пить кофе, слушать плеск волн и смотреть на розовеющий горизонт…

По пути в аэропорт нас ждал киргизский зоопарк с фантастическими скульптурами из старых запчастей :)

Скульптура в парке Киргизии

Чего только нет в Киргизии, скажете Вы и будете правы! К путешествию – рекомендуется! :)