Главная / Статьи / Отчеты

Раздел:Отчеты

Поход по Иордании в октябре 2014 года

Часть 2. Замок Карак, Петра, каньоны близ Петры

Предыдущая часть дневника участников похода - Часть 1. Водные каньоны и Мертвое море

В лабиринтах Замка

Сегодня мы довольно высоко поднялись с отрицательных высот над уровнем моря. По живописной горной дороге мы прибыли в Карак.

Поход в Иорданию

Позавтракав в местном кафе и отведав фалафеля (это главное национальное блюдо – круглые котлетки из гороха) и прочих вкусностей, мы отправились на осмотр замка крестоносцев – главную здешнюю культурную достопримечательность из времен средневековья, когда европейские христиане устраивали военные набеги с целью освобождения этих земель от мусульман. Замок неоднократно захватывался разными сторонами и перестраивался.

Мы долго гуляли по нему, но в самую интересную часть попали в конце экскурсии, увидев помещения кухни, колодец и цистерну, прессы и давилки для винограда, побродив по просторным галереям крестоносцев.

После посещения замка мы немного погуляли по торговым улицам города. Удачно завершив наш маленький шоп-тур, издалека мы увидели наших проводников, подъезжающих к нам на чем-то, что во времена “молодости” было похоже на газель. Мы закинули рюкзаки в машину, но вскоре поняли, что "немного" погорячились: нанять нелегального водителя возле здания полиции. Разумеется, мы вызвали интерес у стражей порядка, и после длительных переговоров (напоминающих простую болтовню на арабском) для нас пригнали микроавтобус. Наконец мы выехали в Петру :)

Дорога вела по живописнейшему шоссе, и мы даже увидели каньон, по которому Моисей водил евреев. Потихоньку, мерное покачивание транспорта усыпило большую часть нашей команды, и в полудреме мы въехали в Вади Муса. Вади Муса – это ворота в Петру.

Наша Петра началась ночью. "Бывалые" (то бишь проводники Настя и Андрей :) ) отсоветовали нас посещать шоу “Ночная Петра”, так как там, по их словам, ничего особенного не было: выходит бедуин, толкает длинную телегу на английском и вяло выдавливает из себя пару бесхитростных мелодий на флейте… Но мы же упорные исследователи – нам надо все понюхать :) Так что вечером мы двинулись на сие мероприятие. Помимо любознательного духа, нами двигало желание посмотреть на потенциально зрелищный проход к Петре и увидеть ее Сокровищницу. О, Боги! В итоге, это был случай, когда “надо было слушать маму”! Ибо само шоу оказалось цирковым номером с названием: “Вас развели”… Но обо всем по порядку.

Все начиналось безобидно: мы купили себе билеты, пропустили вперед толпу особо жаждущих посетителей и сами пошли в хвосте, чтобы ничьи наглые бока, пятки, руки и проч. нам не мешали. Чтобы пройти к месту действа, нужно было проделать путь сначала по открытому пространству, а потом зайти в каньончик, который и ведет к легендарной сокровищнице. Каньон называется “Сик”.

Поход в Иорданию

Эта часть имела свою прелесть. Тропа к Сокровищнице была уставлена свечками, помещенными в плотные бумажные фонарики… Уже причина! Однако, великолепнее оказалась сама природа – в темноте монументальные скалы являли собой хитросплетенный танец, состоящий из изощренных линий, а воображение рисовало из них всевозможные сюрреалистичные сюжеты.

Светлые места породы отражали звездный свет, выделяясь на фоне темных участков. Казалось, что они просто висят в темноте – сами по себе, без опоры. Отдельные слабоподсвеченные участки Сика заставляли создавать в мозгу все то, чего в самом Сике видно не было; дорисовывать ландшафт. Поднимаешь голову вверх, а над очертаниями стен каньона виднеется небо цвета кожуры спелого темного винограда...

Наконец, тропа вывела нас к Сокровищнице, озаренной сиянием сотен маленьких свечей, отчего она казалась черно-красной, готично-таинственной…

Но хорошее начало было подмочено самим, кхм, “спектаклем”. Перед зрителями ходил пожилой бедуин и с эдаким сочным арабским высокопатетично рассказывал вроде бы историю Петры. Но чтобы сообразить, что это – история города, пришлось дослушать все вышесказанное со светомузыкой до конца, в процессе придурев, а потом собирать в голове мозаику, задавая себе вопрос: “И что это было?” Потому что сюрреализму рассказа аплодировал бы сам маэстро Дали… Мы слышали нелепые возгласы с извечными вопросами: “Кто вы, что вы?” и т.п.

Поход в Иорданию

Не успеешь погрузиться в медитацию в поисках ответов, как тебя грубо вытаскивают оттуда криком про крылатую женщину, а потом про то, что набатейцы пришли сюда 2200 лет назад.

Потом он снова пел философию, не закончив мысль даже про пришествие набатейцев… Короче, на следующий день мы встретили американцев, и те признались, что сами ничего не поняли из того, что вещал дядя. Ура! Носители языка не поняли общего смысла! Значит, мы не безнадежны…

А потом бедуин выжал из себя мелодию на флейте. Есть игра вдохновенная, красивая, завораживающая, а тут это было посредственно. Мы даже обсудили между собой идею скинуться на первый класс музыкальной школы и курсы актерского мастерства для нашего флейтиста – пускай поучится... Очень обидно, что все было так сумбурно и без души. В общем, опечалил нас “театр одного бедуина”, и мы пошли домой. Спасибо ему хоть за то, что он дал нам повод для стеба :) Отлично посмеялись, сильно продлив себе жизнь (как известно, минута смеха дает бонус в виде минуты жизни).

Опрокинуться наземь и разбить плохое впечатление от нелепого первого контакта помог следующий день, когда мы имели честь познакомиться с Петрой в дневном свете.

Попытка “допетрить” :)

Ближайшие два дня мы провели в цивилизации. Наша команда разбилась на подгруппы и осуществляла различные планы.

Мы (Настя, Надя, Женя, Оля, Зоя) обследовали Петру. За два дня нам удалось облазить всю Петру, пережив при этом разнообразные приключения.

Мы вышли не спозаранок, поэтому столкнулись с очередями в кассе и на входе. В Сике тоже было довольно многолюдно, но затем народ стал рассасываться, а прогулка – становиться вполне приятной.

Поход в Иорданию

Рассмотрев карту Петры, мы заранее составили для себя предварительные маршруты на оба дня, чтобы распределить нагрузку – физическую и культурную :) Но действительность далеко не всегда совпадает с планами, поэтому пошли мы в итоге не так, зато полазили по большинству ближайших пещерок и посетили развалины нескольких храмов.

Петра – это целый город, “город мертвых”, потому что он состоит из гробниц (которые, впрочем, при нахождении внутри них не производят никакого тяжелого впечатления – просто искусственные прямоугольные пещерки). Даже Сокровищница, несмотря на название, являлось, судя по всему, царской усыпальницей. Сами набатейцы жили в палатках, обзаводясь каменным жилищем лишь после смерти.

Большую часть нашей прогулки мы посвятили изучению скальных помещений, глядя на “улицу” Петры с ее многочисленными туристами (из которых мало кто лезет туда, куда лазали мы, поэтому мы насладились одиночеством), погонщиками ослов и верблюдов и бедуинами.

Поход в Иорданию

Скалы Петры – это разноцветный песчаник, благодаря которому стены и потолки почти всех гробниц обладают яркими узорами-разводами, иногда напоминающими растительные и геометрические орнаменты. Большинство вырубленных помещений являются гробницами важных и не очень персон (отличаются размером) и триклиниумами – специальными залами, где проводились пиршества в честь умерших. Забрались мы и в так называемые царские гробницы – четыре больших усыпальницы с самыми богато украшенными фасадами. А вот внутри они такие же пустые…

За день мы обошли, казалось, столько, сколько не прошли бы за весь поход. А если и не прошли, то “догнались” на следующий день! Все очень устали, и это неудивительно: были и поиски места, где можно выпить чая за динар (обнаружилось колоритное кафе с семьей рыжих длиннолапых котиков) и изучение альтернативных маршрутов обхода Петры и выхода из нее; а также увертывание от бедуинов, пытающихся продать сувениры (среди которых, к нашей грусти, не было собственно иорданских, кроме бутылочек с разноцветным песком), и детей, продающих собранные или поломанные здесь же камни, а также поиски развалин древних храмов, которые плохо идентифицировались, несмотря на наличие нескольких карт… На закате к нам присоединились Ира и Саша, которые гуляли вдвоем.

Итак, наши ребята осматривали Большую Петру, прекрасный древний набатейский город в скалах, а в это время мы (Андрей, Настя, Эля) отправились на разведку в окрестности Малой Петры. Для меня Петра тоже была мечтой детства, а мечты, как правило, сбываются с опозданием :) К этому моменту я уже немного разлюбила старинные развалины и следы древних цивилизаций… Все, созданное когда-то руками человека, порой мне кажутся декорациями, да и только. Вот что там внутри? Удастся ли прикоснуться, что-то узнать, осознать из всей этой древности?

Поход в Иорданию

Вот когда удается увидать, найти, откопать, изучить, открыть, заглянуть… в серцевинку, прикоснуться к Красоте, слиться с ней на мгновение! Посидеть, побыть, впитать, в диком природном Храме, найденном случайно в многочисленных закоулках и лабиринтах, в гармоничных долинах и каменных истуканах Малой Петры...

Так, заблудившись, мы нашли храм Дали, весь разноцветно-полосатый, который при ближайшем погружении оказался храмом Женской сущности :)

Пообедали внутри храма иорданскими лепешками, хумусом и пахлавой, тут колибри прилетело :) Маленькая чудо-птичка-пчелка, опыляющая маленькие цветочки. Заблудились в розовых долинах Малой Петры… Сколько тут храмов, изысканных и сложных гротов, ниш, башен... Дубы и можжевельники и ни души вокруг, только ветер и птицы поют! Какое же это блаженство, “заблудиться” тут! Настоящий отдых и глубокое переживание реальной красоты мира настигает тебя внезапно... Граница не различима... Бац, и ты находишься уже внутри, наедине с вечностью, как в раковине мирозданья.

Поход в Иорданию

Это был наш первый день близ Петры. Вечером мы вернулись в гостиницу, а ребята из Петры. Водитель такси, который вез нас в Малую Петру утром, все не мог “допетрить”, что нас не надо подождать 30 минут, что мы уедем вечером :) Он приехал за нами вечером и был приятно поражен, что встретил. Глаза его будто светились пониманием и уважением, что мы пребывали в местах, где туристы бегло смотрят все за 30 минут, а мы провели здесь целый световой день... Он тогда понял видимо, что мы решили пойти дальше и глубже. И вопросов уже никаких не задавал, а только улыбался :)

Петра/ Каньоны близ Малой Петры

Так как общественным собранием было решено посвятить Петре два дня, то прошлая и следующая ночь прошли в той же гостинице. Утром мы снова направились в Петру, уже без удивления глядя на оливковые деревья и опунцию по пути. Привычен стал и Сик, по которому снова пришлось идти, вопреки составленному с утра плану: сначала мы думали пройти по другому ущелью через туннель, но нас туда не пустили, сказав, что там вода. Затем мы прошли мимо ставшей столь же привычной Сокровищницы, которую вчера, благодаря решению встретить закат в Петре, мы смогли увидеть в розовом свете, абсолютно безлюдной и которая теперь была (как и вчера утром) окружена верблюдами, ослами и фотографирующими туристами, а также тяжелым запахом жизнедеятельности осликов и прочих копытных.

По бесконечным ступенькам мы поднялись на жертвенную гору, где около двух тысяч лет назад избранные набатейцы приносили в жертву животных. Отсюда открываются виды на всю Петру и дальше, на разноцветные скалы вдали и пестроту бурлящей туристической жизни внизу...

Поход в Иорданию

Спускались мы по другой тропе, посетив по пути множество интересных мест, встретив спящую сову в одной из гробниц, найдя остатки древнего фонтана с выдолбленным рельефом льва и периодически натыкаясь на бедуинские сувенирные лавки (видимо, на таких малопосещаемых тропах ставятся наименее трудолюбивые бедуины). Теперь наш путь лежал к монастырю.

Монастырь – почти такая же известная достопримечательность Петры, как и Сокровищница. Но, чтобы его посмотреть, нужно подняться по ~800 ступеням. Казалось, усталость стала одолевать нас еще с утра, но мы поднялись без проблем, посмотрели на еще один красивый фасад (который, несмотря на название, тоже был гробницей, а “монастырем” был назван из-за вырубленных христианами крестов внутри, которые мы не нашли). У нас была возможность подняться на две смотровые площадки – куда, разумеется, мы не могли не сводить свои усталые ноги. Оттуда можно видеть горы Израиля. Передохнув, мы стали спускаться, периодически пропуская осликов и отказываясь от услуг их погонщиков, иногда предлагающих не “donkey tour”, а “taxi” :)

После спуска наша команда разделилась – Женя и Настя спешно покинули нас, услышав обсуждения в духе “а не пойти ли нам еще куда-нибудь?” :) Точнее, не куда-нибудь, а на поиски гробницы Секстия Флорентийского – довольно красивой, судя по фото, но пропущенной вчера. Так, втроем с Олей и Зоей, мы нашли себе дополнительные приключения, найдя-таки не только секстийскую гробницу, но еще и малоизвестный Дом Дорофея, а также получив приглашение переночевать в пещере у бедуинов (они прямо там живут), разумеется, отклоненное нами; пообщавшись с ними о их бедуинской жизни, полазив по скалам в стремительно угасающих лучах заходящего солнца, увидев альтернативную “ночную” Петру (солнце уже село) и получив в подарок от обеспокоенного нашей судьбой бедуина бутылку воды, столь бесценную в тот момент. Приключения завершились счастливо, благополучно и относительно быстро, оставив незабываемые воспоминания о Петре и урок на будущее: не ходить незнакомыми дорогами, особенно вечером и с одним фонарем на троих. Так и прошел вечер: сначала тревожно, а потом весело.

Завершило череду впечатлений посещение кафешки, где меню и буфет нам нахваливал повар, по которому полз таракан :) Двое из нас, заподозрив неладное, ушли, а мы почему-то остались на ужин, который на самом деле был удивительно вкусным.

Поход в Иорданию

Ну а мы (Андрей, Настя, Эля) вновь отправились на разведку новых каньонов близ Петры. Дооолго-долго мы шли по Вади Муса, прежде чем спустились в страну, где властвуют силы Мира.

Такого я еще нигде не видела... Высокие песчаные шпили, испещренные окошками и бугорками замки, самых разнообразных цветов... Во все стороны – чудотворные залы, отовсюду лица смотрят, существа, и изучают нас так же, как и мы их...

Обнаружили ущелье с водой – там влажно, земля под ногами превратилась в глину.

Поход в Иорданию

Нашли древний амфитеатр. Но это – что!.. Поднявшись по старым ступеням, мы обнаружили таинственную “комнату”, в которой, как живительный источник в засушливой пустыне (опять каламбур) росло потрясающее зеленое дерево, опыляемое сотнями тружеников-пчел. А обрамляли комнату сотни маленьких балкончиков с колоннами... Кто же тут живет? Да, это Эльфы!

Побывав в гостях у маленького народца, мы отправились дальше, искать “головы”. Раньше здесь был Акрополь с огромными колоннами и статуями, от которых головы, как раз, и укатились... Голов мы не нашли, развернулись назад, и тут обнаружили, что близится время заката...

Быстро-быстро мы стали возвращаться назад, по пути остановились лишь у “телепортатора”, но добираться все-таки пришлось на своих двоих.

Уже перед последним подъемом из каньона на нас опустилась густая ночь. Мы услышали где-то голоса. Когда мы поднялись наверх, на нас из темноты внезапно выпрыгнули двое арабов. Ох, как они причитали по-английски, что всевидящее око правительство следит за туристами, и не позволит им проникнуть без билета в Петру! Как мы ни пытались объяснить им, что мы интересовались вовсе не Петрой, толку это принесло мало, поэтому ответив им, что “время – деньги”, мы пошли своей дорогой. В догонку они кричали нам, что могут подвезти нас до своего дома на машине, в обмен на налобный фонарик. Чудаки, ей-богу :)

Теперь – последняя ночь в Вади Муса. И вперед, к новым приключениям!