Главная / Статьи / Отчеты

Коллективный дневник
Раздел:Отчеты

"Ягель-трип" – путешествие в Ловозерские Тундры. Август 2015

Дневник представляет собой краткие походные заметки нашей группы и стихи, написанные участниками у костра. Каждый написал свои несколько строк и здесь можно видеть, что у нас получилось :)

Стоянка у волшебной реки. Чинглусуай

Сидим у очага. Горит костер сухой березы. Поляна покрыта мхом и ягелем, можжевельником, черникой и цветущим вереском. Поляна – словно блюдце, окруженное блестящими серыми горами. Это Тундры.

Тундры звенят,
Видения нас
Прямо сейчас!
Поход в Ловозерские тундры

Мы идем на прогулку. Мягко ступаем по камням, как бы "ощупывая" пространство. Это место нас приютило, а вместе с ним и его незримые обитатели. Восхищаемся высоким водопадом, бегущим со скал. Говорят, что он то появляется, то исчезает. Потрясающе – мы будто попали в другое измерение.

Мы вышли в дорогу
По каменной строке,
В тумане небесных полотен.
Рассеянных тысячью капель
И создали дом.
Из веток горящих,
Из вкусов искрящихся,
Из игр, звенящих в ночи,
Что длится здесь час.
Ведь солнце скатилось
За гору и снова поднялось.
В час ночи светлело
И спать не хотелось,
На нас ниспустилась краса.
Рассеялись тучи,
Здесь храм возведен
Из мощных колонн,
Сверх северных ветров.
Нашел я свой путь! Мгновенье увидел В потоке движенья, Слитого в звук, Что за пределом Видений любых…

Наши посиделки затянулись допоздна (а может, до ранья: закат переходит в зарю). Но тетрадочка все идет по кругу – в перерывах между живой беседой в нее попадают яркие мысли-образы, подхваченные в потоках вдохновения.

Владею я всем.
И как объяснить
Энтропию судьбы?
Быть с жизнью на "ты"?
Ходили в поход мы сегодня.
Пришли мы назад. Я рад.

Место для стоянки – идеальное. Погода – идеальная. День гармоничный. Группа уходит в радиалку. Я остаюсь "в сиесте" и заодно присматривать за лагерем. Очень интересные ощущения. Со-пребывание с местом и приход к внутренней гармонии – выдача себе разрешения не заморачиваться, хотя это слишком бедные слова для описания. Ничего особо не происходит, но как будто проходит не четыре часа, а больше, ощущаю себя уже как бы слитым с "хозяином места", и возвращающуюся группу встречаю, как гостей.

Афоризм вечера: "Адекватность – это дальняя затычка нашего восприятия…"

Сейдозеро

Место, где по легенде заточен в скалу злой шаман Куйва. Как только мы пришли на это место, возникла мысль – возможно, злым его назвали люди за то, что он обличает пороки людей. Жадность, зависть, злость, обидчивость… А людям это не очень нравится.
Когда сидишь у этого озера, все мысли исчезают, остается только чистое, полное созерцание. Становится непонятно, наполняешься или отдаешь.

Поход в Ловозерские тундры

Леша второй день читает нам длинную индийскую сказку. И так удивительно ладно у него получается! Он выучил ее наизусть еще в поезде. Кажется, что все уши побережья и леса собираются у костра в это время. Небо над озером огромное – купол в облаках со звездами. В час-два ночи особенно красиво. Приятно выйти к озеру и сидеть на его берегу, глядя на блестящую рябь. Переносишься куда-то в глубь тундр.

Радиалка к Буяну

Буян наш по-прежнему стоит, обдуваемый всеми ветрами. Буяном этот мыс мы прозвали в прошлом году, когда стояли здесь несколько дней в самый разгар непогоды. Шли туда быстро, дождь разогнали :) На обратном пути искупались, по очереди ныряя в бирюзовую воду с моста "Потрясного". Надо сказать, что было холодно, а после купания стало комфортно и хорошо. Собрали грибов и поели наконец-то местной еды. Еще был обалденный рис с имбирем, курагой и специями, не сладкий и не соленый – идеальный баланс.

Поход в Ловозерские тундры

Вечером лемминги выползи. Ночь ясная. Костер теплый. Добрый дух (местный житель побережья, выструганный из полена) довольный.

День третий на Сейдозере

С утра, когда дождь прекратился (позже выяснилось, что совсем ненадолго) – все, кроме наших проводников, Олега, Сережи, Али и меня ушли на радиалку вдоль левого берега озера. А мы сидели у костра, коптились и готовились к встрече Новолуния. Гадали по книжке Антаровой "Две жизни", которую взяла с собой одна из наших участниц. Ответы потрясают – будто само место нам отвечает...

Поход в Ловозерские тундры

Сочиняем стихи и рисуем. Дождь образовал у очага лужи, построили акведук. С началом нового цикла! Ребята подоспели прямо ко времени Новолуния. Пили чай с перцем, играли в "бумажки" (это когда на лоб каждого лепится бумажка с названием чего-либо, о чем человек не знает, и задавая наводящие вопросы окружающим, отгадывает). В этот раз угадывали животных. Ох, и сложные же эти выдра, выхухоль, крот, енот и утконос!
Вечером Леша дочитал нам легендарную индийскую сказку, на которую все уже подсели.
Утром обнаружили, что в тенте – прожженная дыра (оттяжка порвалась). Олег спасал его ночью.

Вижу свет
Я сказку Твою.
Ему покажу
Суровую нежность свою,
И свежестью Нового одарю.
Ведь солнце,
Смотрят зверушки
Большими глазами.
"Я красоту открою вам" –
Так молвил наш гипербореец.
И в даль позвал
И я исчезаю.
Замри!
Они идут сами с собой.
Здесь есть кто-то другой…
Я слышу его.
К рассвету
Пути звезды.
Поход в Ловозерские тундры

Выдвигаемся вдоль реки по священной саамской долине. Солнце все осветило, показав нам сказочный эльфийский мир. Подъем вверх – и вот мы на плато Карнасурта – гигантской каменистой пустыне. Поднимаешься на один холм – кажется, что "пришли"… А за ним – еще и еще один. Вот, наконец, наша стоянка... Птичка какая-то все свистит. Погода ясная, но очень ветрено. Спускаемся к очагу в укромных камнях, ужинаем. Потом за водой в ущелье.

Не помнящий боли,
Где море, где небо?
Мох в паутинках,
Сияют росинки
И ветры летят прямо к нам.
Огнями согреты,
Богами воспеты,
В сиянии света.
Здесь Храм.

Светлое озеро

Деревья изогнуты в причудливые формы, и мы проходим через всю эту красоту к реке и озеру. Река – бурная, с тучами комаров, мы переходим ее и оказываемся на Светлом озере. Светлое озеро – как зеркало на дне каменной чаши. В озере отражается нежное апельсиново-синее небо.

Здесь тихо и спокойно. Над очагом пролетают белые совы. Пожелав друг другу радужных снов, мы вдруг замерли – потому что по небу поплыло лимонное северное сияние. Пролетело драконом прямо над нами и растворилось в вышине.

Поход в Ловозерские тундры

Озеро "Светлое" – говорящее название. Находясь в этом удивительном месте, в голове и в душе все по полочкам раскладывается, становится легким и светлым. Идеальное место, где чувствуешь себя частичкой этого огромного мира, сливаешься с природой и ощущаешь покой.
Как охотник, затаившись на камне, видишь, как мимо пробегает мышка по своим важным делам, а над озером пролетают махонькие птички. В суете своих мыслей видишь это и… Замираешь… И тебе хорошо. Хорошо просто так. От созерцания природы.
Здесь нам впервые за весь поход подмигнуло Северное сияние, и пара серебристых сов станцевали свой танец. Я вижу в этом замечательный, добрый знак. И определенно точно, наверняка, желания наши исполнятся скоро, уже им пора!

День перед отбытием
Поход в Ловозерские тундры

Удивительно, как горы похожи в разных частях света. Как родственники. Тундра и Казахстан, Крым и Алтай, везде живописные ущелья, ледники, снежники, покрытые лишайником валуны, ветер, низкорослая растительность на плато и буйство зелени в ущельях, пекущее солнце, одинаково холодная вода в озерах и реках, уединенные уголки и целые миры уединения. В небе редкие птицы, в камнях жирные грызуны, незаслоненный ничем горизонт. Конечно, непогода в горах – это отдельное переживание. Но во время хорошей погоды горы в любой части света дарят неповторимое умиротворение и гармонию.