Главная / Статьи / Отчеты

Дневник группы
Раздел:Отчеты

Большое иорданское приключение. Октябрь, 2016

Перед вами дневник участников похода по Иордании. Это попытка передать атмосферу наших походов и поделиться впечатлениями "из первых рук". Из нашего дневника вы узнаете о медовых каньонах и их стражах – горячих ветрах, о живой воде Мертвого моря, о летающих джиннах-бедуинах, о битве змеюшки с птичкой и о пустынном квесте, о юных певцах в каньоне и о древнем Амфитеатре. Добро пожаловать в дикую Иорданию!

Поход в Иорданию

Сидим на улице возле иорданского аэропорта под сенью глючного куста, ждем оставшуюся часть группы. Летели с пересадкой в Афинах, не спали все это время, выехали из дома, кажется в прошлой жизни :)) В греческом аэропорту сверчки пели, а здесь – ночные птички: "фью-фью-фью". Напоминают, что мы возвращаемся к Природе... Путешествие уже длится, переход просто долгий. Устаешь, но как-то плавно. Успеваешь осознать начало движения – вплетаешься в него, врастаешь. Но неужели мы уже здесь? Пока не проступает картинка, но всплывают воспоминания о здешних пространствах. О, как я могла так надолго покинуть вас? Здесь миры очень хрупкие, тонкие, отзывчивые. Настолько, что пошутив про работника аэродрома, подметающего стены (?!), у него прорвало трубу в этой самой стене и из нее хлынула водица – прямо на наши рюкзаки :))) Вывод такой: поаккуратнее со словами – не то местные джинны исполнят все желания!

Каньонинг в Иордании

Воздух не такой, как в мой первый поход в Иорданию. Тогда пахло солью, теплом и песком – гроза надвигалась. А сейчас – комфортная прохлада, дует ветерок.
Главное – помнить, что ты пришел сюда такой, какой есть. Но на тебя взирают древние жители пустынь – сущности, созерцающие вечность.​

Каньон Ирода Великого

Ночь перетекает в день, и мы встречаем рассвет. Вступаем в каньон вместе с поднимающимся солнцем. Меж высоких медовых стен бежит бирюзовая минеральная река. Каньон богат на чудеса!

Осторожно - тропа над водопадом!

Мы продолжаем день.
И путь наш - путь Воды.
Идем против теченья.
Целительные воды
омывают стопы.
Мы устали, глаза наши сухи.
Но бьетcя сердце созерцанья.
Каньон впустил нас
в свой чертог.
Мы движимы покоем
красоты каньона.
Мы окунались в ваши бирюзы!
И стайки птиц так трепетали!
Мы входим в Солнце.
Оно так слепит...
Снова в тень ныряем.
И свой приют
под пальмой обретаем.
Мы "право якоря" нашли.
Нас клонит в сон,
Каньон берет
в свои дремотные объятья.
Ты слышишь звуки
в дар друг другу
миры на блюде и платок
с расписным единорогом!

На такой жаре ничего не остается, кроме как купаться в теплых источниках :))) И мы устроили себе настоящее СПА. Пол-дня сидели в водопадах, и это было райское удовольствие! А ведь еще утром был самолет… Все это просто не укладывается в голове! Кажется, что мы сладко спим... Наш прекрасный сон, по секрету, длился целую неделю похода! :)

Купания в термальных водопадах Иордании

​Ночью подули горячие ветры... Без преувеличений – ветер дул именно горячий! Как будто кто-то направил на нас огромный фен. Спали, естественно, без палаток – просто на ковриках. Зато, проснувшись от очередного порыва, можно было видеть безумно красивое звездное небо и Орион. Видимо, духи каньона хотели, чтобы мы и впрямь не смыкали глаз! Но мы и так уже очень давно их не смыкали – поэтому пришлось спать :)

Ночной лагерь в каньоне Иордании

Еще только разгорается день. Воздух обдает полыхающими вихрями, а мы вернулись с водопада и готовим обед. Вода – как главная связующая нить. Каньон и вода. Такое наслаждение – отдаться в ее объятья! Она смывает бурным потоком все лишнее и уносит прочь.

Радиальный выход вверх по загадочному каньону

Кажется, что время растянулось. Акклиматизация вступает в свои права, а силы еще не восстановлены. Надеемся, что каньон все же подарит нам отдых. А пока – просто сидим в его брюхе, и покуда он нас переваривает – мы перевариваем факт того, что у нас теперь немножко совсем другая жизнь.

Песни пустынного ветра в каньоне, Иордания

Кстати – мы на высоте минус 300м относительно уровня моря и время тут, на удивление, такое же, как в Москве! А в прошлом походе, помню, мы переводили часы…

Купание в минеральных источниках Иордании

На потоки воды горного каньона можно смотреть вечно. Можно по ним ходить, сидеть в них, получая массаж всего тела. Они теплые и, тем не менее, освежающие. Идешь по этому каньону и кажется, что вот сейчас, за очередным поворотом, откроется какое-то волшебство. И оно открывается. Потихоньку и каждому – свое.

Ночной каньон, Иордания

Сегодня ночью мы спали без палатки под открытым небом. Было жарко и порывы теплого ветра не помогали, а скорее наоборот: сушили кожу и губы, все время хотелось пить. Под утро все сказали, что спали беспокойно и часто просыпались, смотрели на звездное небо и выискивали знакомые созвездия. Утром после кофе пошли к водопаду налегке.

Пальмы над каньоном

Вода – связующее звено. Она – передатчик информации, сама информация и способ ее доставки. Доставила Насте, которая осталась дежурить в лагере, мою песню вниз по каньону! А горячий ветер запечатал входы в каньон.

Под водопадом, Иордания

Здесь есть большой камень, все время кажется, будто сидит кто-то. Камни – ян. А вода – инь – умело придает им округлые очертания, шлифует. Тем не менее, вода не может выйти за пределы формы. Она течет в плоскости. В отличие от ветра – он дует повсюду.

Радиальный выход по каньону, Иордания

Вечером мы отправились по направлению к выходу из каньона. Солнце выплеснуло розово-золотые блики в нашу реку. Цветет олеандр.

Природный бассейн в каньоне Иордании

На привале искупались в настоящем природном бассейне!

Каньонинг в Иордании

К сумеркам дошли на стоянку с деревом. В водоеме плещутся туземцы…  Скоро уйдут. Мы прибрались на стоянке, сложили очаг. Место приветливо улыбнулось нам.

Группа в каньоне Иордании

Под звездным куполом мы спустились к острову-камню посреди реки, зажгли на нем свечку и  восхитились преображению пространства. На высоких стенах пляшут отсветы и блики – северное (нет! Южное!) – сияние… Огонь и вода сливаются воедино. Полный перенос в другое измерение! Вдруг от наблюдения этой сказки нас отвлекли три светящиеся пары глаз – пронеслись по нашему берегу и скрылись в кустах.

Ночные купания в каньоне Иордании

В момент принятия ночных ванн нас пару раз куснул какой-то подводный жук – чтобы не расслаблялись слишком сильно :)

Плавучий остров в каньоне Иордании

Ночью уснула крепко. Проснулась от слов Кирилла, напарника по палатке: "Мы здесь не одни". Оказалось, что снова пришли иорданцы плескаться в речке. А мы попали четко в промежуток, когда все разошлись и успели от души насладиться.

Чудеса Мертвого моря

Встали мы, когда было еще темно. Спросонья голова дурная, ничего не соображает. Акклиматизация еще действует. Но кофе действует еще быстрее и включает мозги! В Иордании он особенный – исключительно с кардамоном, другого не продают :)

Соляные купола на берегу Мертвого моря, Иордания

Утром мы вышли из нашего каньона Зарки к святому Морю.

Омовение в Мертвом море, Иордания

Лазурная маслянистая поверхность струится под розоватой вуалью рассвета. Под ногами кристаллы соли, вдоль берега выросли соляные купола…

Наша группа на берегу Мертвого моря, Иордания

Приветствовать Море. Входить в него. Ходить по нему… Так и Моисей прошел. Обволакивающая защита Вечного источника – вот что чувствуешь, погружаясь в соленые воды. Живая вода Мертвого моря творит чудеса: болячки и ссадины сначала щипали, а потом на глазах стали затягиваться. Кожа обновилась и сделалась гладкой, как у младенца. В Море – как в утробе. Тепло и забота единого Дома. А если закрыть глаза – оказываешься напрямую в Космосе. И как-будто что-то зарождается. Новая Жизнь, целая Вселенная! Ты – как маленькая новорожденная звездочка, о которой заботится весь мир. В Мертвом Море можно почувствовать свою уникальность, пульс жизни. И первородную силу воды.

Каньоны Иордании

По дороге к Вади Мусе времена сместились. Закрутились и ушли в древность. А древность – она не там, она здесь и прямо сейчас!

Каньон Вади Нумейра

И вот мы уже в Каньоне-Бутоне. Заехали мы сюда  всего на пару часов – смыть с себя морскую соль. Стены каньона высокие, нежно-розовые. И камни растут такими прекрасными лепестками, как роза.

Каньон Вади Нумейра, Иордания

Каньон, чем ты живешь? Вот твои пальмы, их треплет ветер… Вот твои любимые камни… Вода проложила здесь свои пути. Птицы летают. Но ты молчишь. Столько движения, а ты величав и немногословен. Так чем ты живешь?

Наша группа в гостинице, Вади Муса, Иордания

Сейчас мы в гостинице "Valentines". Дни длинные и очень насыщенные. Подъем в 5-6 утра. Столько всего успевает произойти! Из Вади Мусы мы отправились в Малую Петру.

Лестница в ущелье, Малая Петра, Иордания

Древние набатейские города

О, здесь все осталось прежним! Опустевшие замки – набатейцы ушли… Витает тишь. Вот оно – бери, не хочу! Здесь жить, среди этих замков – настоящая сказка. Вот узкая длинная лестница меж высоких стен каньона убегает вверх… А на ней сидит таинственный наш Джек Воробей! Местные бедуины очень любят этот образ. Наш Воробей дает всем имена. Андрей – "гид Бьяно", Кирилл – "Акуна Матата". Бедуин подглядывает за нами, появляясь каждый раз в неожиданных местах.

Таинственный портал в Малой Петре, Иордания

В тени прячется голубой хамелеон. Наверху в скалах расстелены ковры и дымится очаг. Пошли в Каменный город пообедать. Кусочек пищи упал на землю – считается, что это для духов. Вдруг приходит наш бедуин, садится рядом, говорит, что его зовут Отка-Отка. Угощаем Отку халвой и козинаками. Он, знай себе, кладет сладости в карман и приговаривает: "Спасибо, может позже"… И загадочно улыбается.

Группа в каньоне Малой Петры, Иордания

Он живет прямо здесь, под Луной и звездами. Говорит: "Иногда я сплю в пещере, иногда под открытым небом. Здесь очень хорошо. Приходите и вы сюда".

Джинн-бедуин Отка-Отка, Малая Петра, Иордания

Бедуин сопровождал нас до границ Малой Петры. Причем, это мероприятие выглядело совершенно фантастическим. Мы даже стали думать, что он умеет летать. Так вот: когда мы направились к выходу из каньона, Отка-Отка, оставшийся позади, вдруг обнаружился впереди на высокой скале! Он с грустью в глазах играл на флейте прощальную мелодию.

Древние набатейские постройки, Малая Петра, Иордания

Вечером с удивлением увидели его в нашей гостинице – видимо, пришел за откой :)

Цветущий олеандр, Иордания

А мы заказали совместный ужин. Был шведский стол и невообразимое количество блюд, основу которых составляли баклажаны и помидоры. Затем был совершен вечерний променад за гуавовым соком. Много котиков встретили! Они откликаются здесь на "чмок-чмок". А вот собак в Иордании принято подзывать наоборот: "кис-кис".

Экскурсия в Большую Петру, Иордания

Ранним утром проснулись от пения муэдзина. Проводили ребят на экскурсию в Большую Петру.

Сидим, вспоминаем, погружаемся, осознаем. Сегодня была всего лишь третья ночь в Иордании! А мы уже вечность здесь – так ощущается. Хочется дальше – вглубь… Но это только начало.

Сокровищница, Большая Петра, Иордания

Когда стемнело, вернулись ребята. Удивительно: они были бодры! Обычно Петра жутко выматывает – из-за толп народа и большой территории, которую надо успеть осмотреть за отведенное время. Вечером снова был шведский стол. По-моему, по-другому здесь кормить не умеют :)

Центральная улица Петры, Иордания

Мы познакомились с женщиной из Аризоны, которая была очень удивлена тому, что по Иордании можно ходить так, как ходим мы – по диким местам и с рюкзаками. Много восхищалась. Нам было приятно :)

Группа на территории пустыни! Иордания

Квест в дикой пустыне

"Сперва должны быть довольны духи". Мы – в пустыне.

Наша группа под каменной улиткой, пустыня Вади Рам, Иордания

Ноги вязнут в песке, идти тяжело. Отдохнули под каменной улиткой. Ребятам примерещилась арка в виде слона, затем исчезла. Хотели ломиться вперед – не пошли, дальше ходу нет. Выбрав теневую скалу, собрали стол, сделали подношение. Стало хорошо.

Панкраций Негевский - белый цветок пустыни

Солнце надвигается, и оно – сияющее белое пятно. В скалах рождаются яйца драконов. Кочующая тень уползла, и мы тоже переместились за гребень.

Гадюка в пустыне Иордании

Пошла варить кофе, а Кирилл в это время наткнулся на змею. Красивая, песочная, с коричневыми ромбиками. Птичка прилетела, хотела ее заклевать. Стало жалко змейку. Принялись отгонять. Все это происходило прямо за моей спиной, но я не могла бросить кофе :) Змея закопалась. Достали варган и флейту.

Ребята задремали. Небо стало пронзительно-голубым и очень глубоким. Напротив нас – древний ящер-скала.

Квест начался! Наша группа в пустыне Иордании

Жара спала и наши ребята отправились искать древний колодец. Мы же медитировали, а позже перенесли рюкзаки на место, выбранное для ночевки. Оно располагалось в укромном отсеке огромной скалы. Над ареной возвышался пупырь, с которого обозревалась пустыня в направлении, куда ушла группа наших искателей.

Набатейский колодец в пустыне Иордании найден!

Появились длинные тени. Ребята вернулись на закате. Выяснилось, что они нашли колодец и в нем есть вода! Они даже принесли ее в лагерь!

Фиолетовая пустыня Иордании

Пустыня нежная, розовато-голубая, дымчато-фиолетовая и приятно-прохладная. Перебрались к очагу, развели огонь из немногочисленных колючек, сготовили ужин.

Наш лагерь в пустыне Вади Рам, Иордания

Пошла постоять под звездами. Их много: густо усыпанное небо и млечный путь. Потом пели песни… "Светит незнакомая звезда"…

Наш лагерь под звездами пустыни, Иордания

Вчера мы познакомились с пустыней Вади-Рам. Было интересно почувствовать себя бедуином, которые живут под палящим солнцем средь песков и без воды. Утром вошли в пустыню, а в 15:30 отправились на поиски набатейского колодца – такой своеобразный квест. Идти налегке было просто, особенно учитывая то, что с каждой секундой становилось прохладнее.

Пустыня разнообразная. Мягкий песок, в котором буксуют ноги, перемежается с твердой песчаной корочкой. Всюду следы лап – птицы, ящерицы, змеи… Растут мелкие кустики и даже цветы. Периодически попадаются чьи-то норки в земле. Реже – верблюжьи следы, следы босых ступней, следы автомобильных шин. Пустыня оказалась вполне обитаемым местом :)
Андрей указал нам координаты. Шли бодро и весело. По пути неожиданно наткнулись на арку, всю исписанную петроглифами разных времен – от рисунков древних козлов до современных арабских надписей. Колодец оказался совсем рядом среди скал. Удивительно, что он так хорошо сохранился и использовался по сей день. Рядом с открытым люком была вылеплена площадка для сбора дождевой воды, которая стекала в колодец. Чувствовалась работа инженерной мысли :)

Добыча воды в пустыне Иордании

Мы немного перекусили и решили набрать колодезной воды для наших проводников. Недолго думая, связали три треккинговые палки шнурками от ботинок, прикрепили к концу пустую бутылку и опустили нашу "удочку" в колодец. Длины не хватило, поэтому пришлось прибегнуть к экстремальному методу: Костя Ш. с Кириллом взяли Костю Р. за ноги и фактически опустили в колодец. Было боязно наблюдать за процессом, но все кончилось благополучно. Вода была доставлена в лагерь на закате солнца.

Закат в пустыне Вади Рам, Иордания

Обратно шли по долине, окруженной розовыми, фиолетовыми, оранжевыми горами. Закат в пустыне прекрасен! Впрочем, как и рассвет. Но это уже совсем другая история.

Дух пустыни, Иордания

Четверо из нас спали в палатках, а четверо, включая меня – на пенках под открытым небом. Сладко спится под звездами в пустыне.

Рассвет в пустыне Вади Рам, Иордания

Проснулась без мыслей. Еще темно. Но вот начинает потихоньку светлеть… Утро нежное, звезды на глазах скрыла голубая вуаль, наступил день. Сегодня Пустыня подарила мне щедрый дар, дав понять, какая я песчинка в этом мире. Для пустыни мы – так… Пустыня – гигантское материализующее зеркало. Она тебя проявляет таким, какой ты есть. Удаляет все наносное. Как если бы налетел ветер, смел песок – и получился новый бархан. Все представления о себе разлетаются вдребезги. Я шла и думала: "Кто я, что я?". Но я есть, а значит, надо собрать новый смысл и продолжить следовать пути.

В верховьях сухих каньонов, Иордания

Сухие каньоны

Выйдя из пустыни, мы загрузились в транспорт и поехали в сухие каньоны. На спуске нам встретились пастухи с козами. Один из пастухов молча прибился к нашей группе и некоторое время шел с нами. Возможно, он переживал, что мы можем пойти в его бедуинский лагерь, расположенный где-то внизу. Но выглядело это эпично, ибо все происходило молча, как в немой комедии. Потом пастух отстал и скрылся с глаз.

Сухие каньоны Иордании

Мы же спустились в каньон. Он очень похож на марокканский: красные стены, густо-зеленые кроны деревьев. Удивительно, как места могут быть связаны между собой.

Петроглифы на стенах каньона, Иордания

День длится уже долго. Была и пустыня, и дорога, и вот теперь каньон… В качестве перекуса хорошо идет рыбка в сухих каньонах. Приготовили рыбный суп. И пошли бороздить дальше. Зашли в узкую часть каньона с высокими багряными стенами. Каньон Розовой Пантеры!

Древние петроглифы, возраст примерно 2000 лет. Иордания

Далее каньон стал сужаться и мы увидели вереницу древних петроглифов, бегущую по стене: антилопы, арки, пастухи… Тысячи лет назад это было и осталось для нас!

Сухие каньоны Иордании

Присели передохнуть в одной из таких узких частей и задумали сварить чай. Ребята пошли за дровами в выполаживающуюся часть, где были замечены бедуинами. Эх, все-таки здесь иногда бывают люди... Трое подростков сразу прибежали к нам в каньон интересоваться. Влезли на удобную полочку, где находилась еще одна группа петроглифов, и стали наблюдать за нами из-за поворота. Что-то обсуждали, громко смеялись, попугайничали. А потом вдруг как спели песню! Красиво и искренне так… Потом, видимо, сами засмущались и убежали наверх. Появились новые посетители: женщина с ослом и четырьмя собаками, две из которых постеснялись пройти мимо нас и побежали обратно в долину.

Наша группа в сухих каньонах Иордании

Мы вышли в широкую часть и разбили лагерь.

Наш лагерь в цирке каньона, Иордания

Ужином решила заняться я. На следующий день нам предстояла тяжелая выброска, поэтому было решено лечь спать пораньше. Не тут-то было: совершенно неожиданно ребят прошибло на разговоры о цивилизации, причем, в русле политики. Видимо, это был способ взывания к привычному миру. Еще бы: завтра самолет, а вокруг такая красота – скалы, волшебное ночное небо… Запросто ведь можно про самолет забыть! :)

Ночной лагерь в каньонах Иордании

Как бы там ни было, это не мешало звездам светить, кустам шуршать,  а мне – спать сладким сном, гуляя по другим мирам.

Путь. Поход в Иорданию

Встали поздно – в 6 утра. Попив кофе, выдвинулись в путь. К тому моменту уже рассвело. Дорога была нелегкая. Сильно сбивала болтовня ребят. Запомнилась страшноватая тропа, обвивающая на большой высоте верхушку горной башни. Внизу все ехало, картинка плыла, но по совету Насти я ни разу не посмотрела вниз.

Опасная тропа. Каньонинг в Иордании

Прошли успешно! Теперь можно было немного успокоиться. Я ушла в камни под ногами, в тропу. Эти камни – мои старые приятели. Казалось, что я узнаю каждый камень, каждый сантиметр пути...

Древний римский амфитеатр, Иордания 2016

Мы вышли в долину и достигли промежуточной цели – Амфитеатра. Расположились под грандиозными ступенями и вскрыли манго. Затем наши ребята принялись починять керамическую информационную табличку, раздолбанную вандалами. В это время я поднялась по ступеням к высокой нише с Деревом, чтобы поздороваться. Мое Дерево в Амфитеатре! Здесь все так же трудятся иорданские пчелки... Восхитительные мини-колонны, статуи и балконы эльфийского городка – все на месте. Как прекрасен здешний мир! Мечтаю переночевать тут.

Ребята собирают по кусочкам мозаику. Поход в Иорданию

Ребята собрали по кусочкам мозаику. Все сделано – пошли дальше. Нам предстоял подъем из цирка наверх, к выходу из каньона.

Привал в тени каньона. Поход в Иорданию

Когда на определенной высоте начались огороды, ноги стали будто прирастать к земле. Подниматься было нереально трудно. Но надо было вернуться в гостиницу к ужину. И вот мы достигли террасы, где расположен Сад с деревьями. Проводили огромное красное солнце за горизонт и продолжили подъем.

Сад с деревьями. Поход в Иорданию

Апофеозом было наше восхождение к Королевскому шоссе. Только мы вступили на него, как запел муэдзин из мечети напротив – как Гимн, как Хвала Провидению, которое вело странников.

Закат солнца. Поход в Иорданию

И вот – прощальный ужин. Мы были все еще офигевшие от приключений, поэтому прощание выдалось скромное. Однако внутри сияли добрые пожелания и благие напутствия. Ребята поехали в аэропорт. Счастливой дороги, друзья! Пусть наша Иордания отныне пребывает с вами.