Как прогулки по пещере превращаются в творчество
Тема пещер неисчерпаема. В этой статье я собрала некоторые практические и творческие, познавательные и оздоровительные возможности, которые дает поход в пещеру. А также постаралась ответить на вопрос: "Зачем идти в пещеру и что там делать"?
Коротко: невообразимо много всего, восприятие мира ограничено лишь горизонтом смотрящего!
И развернуто – читайте ниже в статье!
Каждый раз, спускаясь под своды земли в Гурьевские пещеры, я чувствую, что открывается огромный пласт возможностей для неутомимого исследователя. Вспоминая некоторые особенно яркие экскурсии в рамках программы "Подземное путешествие" в пещеры с "Путь Открыт", здесь я описываю произошедшие события и свои впечатления.
Важно, с кем ты идешь
Имеет значение компания единомышленников-друзей – тех, кто идет с вами. Очень важен проводник в пещеру, призванный вести вас, освещать путь, делать его доступным для ваших постижений, открывать новые варианты взаимодействий, рассказывать, показывать и делиться с вами теми вещами, которые он сам уже знает и постиг когда-то.
Если вы хотите пойти в пещеру, познакомиться или продолжить знакомство с ней – правильно выбирайте проводников. Поверьте, любой формат похода, даже короткая экскурсия в пещеру имеет место быть и право состояться в вашей жизни. Но всегда знайте – вы заслуживаете большего! Просто знайте и запрашивайте большего. Ищите и находите правильных людей, близких вам по духу. Посылайте правильные запросы для Вселенной и ответы будут высланы вам незамедлительно.
1. Пещера для перемещений и необычных прогулок
Раскрываю несколько секретов особого движения-передвижения по пещерам типа Бяки.
Там потолки разного уровня и под ногами много камней. Идти привычным способом у вас не получится. Нужно искать свой новый способ. Сама пещера "подсказывает", как сделать (представить, превратить) свое тело гибким и текучим – как ветер, как вода... Иногда – как животное или птица или рыба.
Вот так можно перемещаться по пещере абсолютно безопасно и иногда даже очень быстро. Это напоминает еще особый бег или космический полет. Но нужно пробовать – подобный опыт тела приобретается только на практике.
Этому учит и сама пещера. Ей, наверное, очень приятно, когда по ней так перемещаются. Ну и у инструктора можно обучиться, если быть осторожно-осознанным, легким и не бояться.
Научил меня этому в свое время Филин (по традиции, "завсегдатаи" пещер имеют свои особые подземные имена). Вначале это жутко бесило, я пыхтела и бежала за ним, конечно не успевала, снова и снова раздражалась, что он так гоняет и никого не ждет. А нужно было, всего лишь, быть может… Ветром стать.
Если я иду одна по пещере, мне проще быть Ветром, я прямо лечу, причем ни разу не сделаю неверного движения и не врежусь ни в стену, ни в потолок. Я же Ветер. Мое тело само знает, где пригнуться, а где выгнуться, где повернуть, присесть, перескочить камень. Голове нет необходимости контролировать этот процесс – тело знает само, как двигаться. Представьте еще, что путь освещает только фонарь, а так это – кромешная густая тьма.
Движение друг к другу происходит взаимно
Любителю подземелий всегда хочется большего! Уделить достаточно времени пещере и позволить ей войти в сознание со всеми своими потенциальными открытиями. Способ правильно, плавно, осознанно двигаться, без желания достичь результатов, приводит к потрясающим постижениям. Всегда помните (в пещере очень пригодится такое знание): когда ты двигаешься навстречу – я тоже двигаюсь навстречу тебе. Движение друг к другу происходит взаимно. Не нужно торопиться, нужно просто держаться нужного направления – друг к другу.
Движение в кромешной тьме
Когда я веду группу, то чувствую спиной, что все в отличной форме. Я задаю ритм плавного движения. Создается ощущение, что наша группа образует тело одного большого подземного дракона и мы вместе плывем по пещерному космосу. Иногда скорость увеличивается или уменьшается, это тоже обычно чувствуется.
Можно делать одну очень интересную практику. На определенном участке пути, без развилок и особых поворотов, мы с группой становимся плотно друг к другу, гасим фонари и двигаемся в полной темноте на ощупь. Иногда натыкаемся друг на друга. Эффект получается интересный, всегда разный и непредсказуемый. Может показаться, что с каждым шагом пещера уменьшается в размерах, потолок опускается и стены сужаются, а ты увеличиваешься. А может, наоборот, прийти ощущение, что все мы плаваем в вакууме, в одном безграничном пространстве, где больше нет стен и потолка, нет никаких ориентиров – это очень космические ощущения! Иногда бывает, что пол под ногами "поднимается на дыбы" и приходится карабкаться куда-то вверх по этой искривленной поверхности. Напоминаю: все это происходит в полной, кромешной темноте! Такое хождение полностью пробуждает от любого сна. Ты становишься островосприимчивым. Это совсем не страшно, а жутко интересно и любопытно – ведь мы команда, один большой дракон-исследователь космических просторов!
Это тоже нужно попробовать обязательно, хотя бы раз, чтобы понять, что это такое.
2. Пещера для практик разных традиций
Осознанное сновидение в пещере, очищение восприятия водой, дымом или звуком, пение мантр, медитации – это далеко не полный перечнь практик из разных традиций. Заниматься ими в пещере – одно удовольствие. Там эффект наступает гораздо быстрее, сильнее, нагляднее. Если вы практикуете что-то подобное – в пещере все это дается с меньшими усилиями. Можно зажечь ароматные благовония и они придадут особый настрой, преобразят пространство вокруг вас и создадут необходимую атмосферу для медитации.
Можно сидеть неподвижно, если есть зачем – например, во время практик уединения, созерцания пламени свечи или темноты, слушания тишины. При должном усердии можно буквально слиться с пещерой – потерять ощущение контуров своего тела... И получить непередаваемый опыт восприятия пространства за пределами физической оболочки.
В пещерах отсутствуют обычные раздражители: шум, свет. И такой подарок в современном мире, подобное пространство, сейчас найти почти невозможно. А в пещере – пожалуйста! Подключаются довольно быстро другие органы восприятия мира – те, которым обычно мешают наши глаза и уши. А глаза и уши тем временем блаженно отдыхают.
Конечно же, могут и будут возникать разные некомфортные состояния. Без этого не идет ни одна практика – это ее этапы. Важно не впадать в панику, а продолжать процесс спокойно и уверенно, доверяя себе и пространству. Ведь это ваш выбор – придерживайтесь его, а также своего твердого намерения достичь поставленных целей. Полезно просто понаблюдать за своим дыханием – как только оно станет равномернее, все неприятные ощущения начнут растворяться, как будто их и не было.
3. Пещера для творчества
Элемент Земля
Итак, мы входим в зал-музей глиняных фигурок. Зажигаем свечи. Мы не торопимся и не суетимся, подкрепляем силы сыром. Копаем глину. В пещере есть места, где очень хорошая глина стекает из карстовых разломов и собирается залежами, прекрасным чистым природным материалом. Материалом для творения.
Если ты художник (или даже не подозреваешь об этом), при создании картины будет работать только один принцип – когда кто-то невидимый движет твоей рукой. Когда берешь чистый холст и думаешь или уже знаешь, что будешь на нем рисовать, то краски, линии собираются и приходят сами по себе. Входишь в состояние проводника. Ты как бы не сам рисуешь даже. Нужно просто довериться. Тогда рождается картина. Цвета звучат в динамическом равновесии, правильно растекаются и собираются в образы. Они начинают жить там. В картине поселяется своя история, своя сказка... Если есть ощущения удовлетворения, законченности – то потом можно долго-долго смотреть на картину, взгляд отводить не захочется. Ты пьешь эту мелодию, балладу. Погружаешься в эту сказку. Часть тебя теперь живет там.
Живое дыхание
С глиной, со скульптурой – по-другому, совсем. Ты сам тут творец. Из неоформленного материала, просто из массы земли, ты создаешь форму. Сначала собираешь в комок, растираешь, разминаешь глину руками, бережно и тщательно, согреваешь ее. Она становится мягкой и податливой. В пещере из нее начинает валить пар от тепла рук и влажности окружающего воздуха. Пар очень хорошо виден. Как будто она уже начинает дышать в руках. Затем начинаешь скатывать шарики и колбаски, уплотняешь, убираешь лишнее, вот уже это та форма, что нужна... Даже головой оценивать не надо – руки знают. Будто лепишь тело нового существа. И твое тело знает, как это делать правильно. Дышишь. Дыхание живое, дыхание новой жизни в новой форме. Воплощается иное существо, родное тебе.
Потом берешь в руки свое новое тело – разглядываешь его, вертишь, убираешь, подправляешь... Улыбаешься ему бесконечно. Тут оно начинает говорить с тобой и смотрит – тоже изучает новый мир и тебя. Узнает тебя, а ты его. Это уже любовь... Вы можете общаться так вечно. Потом нужно выбрать правильное место, чтобы твоему новому другу или подруге не было одиноко в пещерном зале. Так хорошо, что тут уже живет очень много разных приятных существ и им не скучно будет. У них впереди целая вечность для общения под сводами космической пещеры и внутри Земли, под защитой Богини Матери. До встречи...
4. Пещера для музыки
Оглушительно громкая тишина
В пещере оглушительная тишина. Если вы цените такое и ищете, где бы поймать ее, так вот же – в пещере она живет!
Когда вы входите в эту тишину, то сначала слышите, как кровь переливается по вашим венам и прочие внутренние звуки. Да, жутковато, но ведь это реально есть... Постепенно это проходит. Вы входите во внутренний космос пещеры и она забирает в свою тишину. Там живет эхо… Там шумят крыльями подземные ветра… Там рождается звук, как из огромной тибетской чаши… Он рождается из вибраций земли и заполняет все пространство, раскручивается по спирали, обнимает весь зал и всех, входит внутрь, резонирует с внутренним сосудом и поднимается ввысь...
Уникальная акустика
В пещере удивительная акустика! Есть настоящие концертные залы, предназначенные для того, чтобы там слушать, играть и петь!
Если звучать, то пещера, резонируя, будет возвращать все звуки эхом прямо внутрь, попутно очищая и наполняя их своей вибрацией. Такой вот волшебный обмен может случиться...
Музыкальные импровизации
Итак. Из нашего подземного лагеря мы отправились на прогулку к подземному Морю. Посидеть на его берегу, послушать тишину, поиграть на своих любимых инструментах, попеть. Мы взяли с собой флейту, калимбу, варганы и себя.
Пустили по морю волшебный огонь – плавать и освещать пространство. Темная красота наполнилась теплым светом огня и заиграла золотыми бликами на стенах и потолке.
Огонь в воде
Вода в пещере
Пещера в Земле
Земля в Воздухе
Флейта и калимба извлекли свои звуки, как бы здороваясь с пространством. Очень красиво и прозрачно-ясно все слышалось при возвращении эха от пещеры.
Вибрация. Что внутри – то и снаружи
Затем попробовали петь звуки и буквы, настроившись на ритм дыхания.
На выдохе длили и длили вместе один звук. Представляете, все вокруг завибрировало, открывая новые и новые горизонты бесконечного звука. Вибрация двигалась и внутри нас. "Это же мантра!" – подумали мы.
Но это была еще только тренировка. Затем мы попробовали спеть песни, которые пришли в здесь и сейчас. Зачем? А просто хотелось спеть именно эти песенки. Некоторые "звучали", некоторые же были робкими и еще стеснялись звучать.
Добрые песни
Если ты поешь свою любимую песню – вслушивайся в ее слова, наполни то, что ты поешь, силой своего осознания. Вдохни жизнь в эти слова и смыслы, пусть все понимают, о чем идет речь. Обращайся мысленно к тому, кому ты поешь, может даже слушателем будешь ты сам. Заставь звучать свое сердце, расскажи и посвяти ему эту песню – тогда ты услышишь ответную вибрацию. От сердца к сердцу. Можно петь из разных энергетических центров, тогда и эхо будет приходить разное – в те центры, из которых отправлена вибрация.
Некоторые наши песни прозвучали над Морем, как мантры. Не спутаешь ни с чем, когда однажды услышишь это. Из песни слов не выкинешь, но можно петь разные песни – выбирайте хорошие и светлые, с лучшими смыслами!
Да, можно слушать тишину и звучать в пещере, получая чудесный ответ и испытывая радость. Главное – не стесняться и не бояться!
Обязательно попробуйте все это осуществить в пещере, если выдастся такая возможность!
Статья проиллюстрирована фотографиями проводников и участников походов в пещеру (авторы: А. Кайнаров, Э. Леонова, С. Бекшанов, А. Ручкин, К. Янкевич, М. Тимофеева, В. Домогацкая)