Главная / Статьи / Отчеты

Раздел:Отчеты

Завершение похода по Иордании в октябре 2014 года

Часть 3. Пустыня Вади Рам, каньон Вади Фейфа, город Мадаба

Предыдущие части дневника этого похода - Часть 1. Водные каньоны и Мертвое море, Часть 2. Замок Карак, Петра, каньоны близ Петры

Вади Рам

Встав рано утром, мы погрузились в рейсовый автобус, который подъехал за нами прямо к гостинице и поехали в Вади Рам. Ближайшие несколько дней мы проведем в настоящей пустыне!

Автобус привез нас к “Visitor Centre”, где нас сразу же обступили бедуины, наперебой выкрикивающие названия своих кемпингов. Отбившись от них, мы созвонились с кемпингом, в который собирались изначально (из-за навязчивости бедуинов и бдительности туристической полиции, которая так заботится о туристах, что никогда не позволит им ночевать в палатках, а обязательно отправит в гостиницу, первую ночь нам придется провести именно в кемпинге). Вскоре за нами приехали машины.

Теперь мы оказались в настоящей песчаной пустыне. Лично меня вдохновили на путешествие по Иордании именно фотографии отсюда. Поэтому я безумно радовалась пейзажам из желтых скал и залежам светлых и темных песков перед ними.

Поход в Иорданию

Кемпинг представлял из себя вереницу бедуинских шатров под большой тенистой скалой, в которые мы и заселились. На протяжении всего дня мы не раз удивляли бедуинов: то настойчивыми и многократными отказами от дальнейшего перемещения на джипах (видимо, пешком тут мало кто ходит), то тем, что мы развели костер и стали сами себе варить еду. Хозяин так и сказал, что он такое только по телевизору видел :) Еще здесь живет много котиков, которые выпрашивали у нас сыр и периодически залезали в шатры.

Мы прогулялись в небольшую радиалку, чтобы погрузиться в местную атмосферу. По пути нам довольно часто попадались машины и караваны верблюдов, везущие туристов. Наверняка их мы удивили тоже, когда на обратном пути каждый тащил в кемпинг по охапке дров.

Вечером мы любовались подкрашенными песками и малиновыми облаками – пустынный закат нереальной красоты...

На ужин мы пошли посидеть в шатер хозяев – они настойчиво приглашали. Вообще бедуины есть оседлые (поселившиеся в деревне Вади Рам) и кочевые. Хозяин нашего кемпинга – из кочевых: работает здесь постоянно, а вот живет в разных местах, перемещаясь в поисках пищи для верблюдов.

Поход в Иорданию

В пустыне очень резкий перепад температур: на солнце жарко, но стоит зайти в тень, как сразу хочется надеть флиску. Так что мы иногда умудрялись замерзнуть в пустыне :)

Ночью пошел дождь, что, конечно, здесь удивительная редкость!

Спать мы легли рано, чтобы утром рано встать – выйти завтра планируется как можно раньше, чтобы пройти как можно больше до наступления полуденной жары.

Дикая пустыня
Поход в Иорданию

На рассвете мы покинули кемпинг, вознамерившись встать лагерем в диком месте. Мы шли знакомиться с пустыней – ближе и ближе...

Она похожа на большую-пребольшую каменную чашу, наполненную песком.

Сначала идти было совсем не жарко. Вокруг – скальные стены с различным рельефом, вдали – синяя дымка, редкие облака и горы, кажущиеся прозрачными, под нами и вокруг нас – светлый, желтоватый или красноватый песок, в котором растут редкие пустынные кустики.

Поход в Иорданию

Вскоре мы расположились в одном из ущелий, чтобы переждать жару. Здесь же, впоследствии, было решено установить лагерь.

Каждый нашел себе занятие: кто-то стал читать, кто-то окуклился в спальник. Я же в это время описывала последние четыре дня в дневнике – во время беготни по Петре было не до этого...

Сходили в радиалку до конца нашего ущельица – или, скорее, слазили, потому что пришлось карабкаться и перелезать через огромные булыжники. А потом – была ночь в пустыне, под звездами…

Пустынный шатер

Утро наше началось в шесть утра. Где-то в пол-восьмого мы уже попрощались с каньоном и пошли дальше по пустынным пескам. Фишкой этого дня было то, что вскоре мы пришли к красному песку (прямо как в американских фильмах про Аризону).

Красные пески местами чередовались с белыми и желтыми, а в одном месте мы видели, как над желтым песком возвышается бархан из красного! На фото все это выглядело как плавное двухцветное сочетание.

Поход в Иорданию

А в одной из долин песок был и оранжевый, и желтый, и розоватый вместе с разными оттенками красного. Что здесь описывать, тут надо панорамы снимать!

Постепенно мы дошли до дома Лоуренса Аравийского. Объект скучный, так как от него остались лишь груды кирпичей. Но бренд “Лоуренс Аравийский” раскручен довольно хорошо, так что сюда все равно возят туристов.

Посему тут обосновался бедуин с сувенирной лавкой, где погостили и мы. Выглядит сие пристанище чудно – одинокий шатер в песках, и если не знать, сколько людей сюда ездит, можно принять хозяина за верящего в чудеса человека, или, по крайней мере, за большого оригинала.

В лавке нас бесплатно напоили чаем, приготовленным на самодельном очаге. Спасибо хозяину – очень вкусно!

Еще тут обнаружилась кошка, разукрашенная хной (забавный бедуинский обычай).

Поход в Иорданию

Желающим девушкам хозяин (звали его Сами) нарисовал хной мехенди, и у нас появились симпатичные цветочные узоры на руках. Не избежали раскрашивания и глаза – их мне и Жене (да-да, мужчина тоже должен быть при параде) подвели смолянисто-черной подводкой, так что я стала кандидаткой в “Мисс Вади Рам”, а Женя с накрашенными глазами в бедуинском платке шибко походил на Джека Воробья.

От Сами мы узнали, что бедуины едят ящериц с йогуртом, и что ящерица – это афродизиак. Съешь – и неделю будешь “как на коне” (если делать поправку на пустынную местность – “как на верблюде”).

Напоследок гостеприимный Сами получил вознаграждение в виде покупок (конечно, не обошлось без торга), и на этой позитивной ноте мы душевно распрощались с ним.

Поход в Иорданию

Еще нас ждал сегодня нереально огромный красный бархан, где мы зарывались и грелись (опять спа, да что за поход?! :)) Кто-то пытался съезжать с него, как с горки, но видимо, бархану это было неугодно – из-за трения ничего не вышло. Зато было весело, как в детстве :)

Ночь мы провели на необычной “красной стоянке”, которая была похожа на укромную чашу средь высоких скал.

Петроглифы
Поход в Иорданию

Сегодня был день “свободных прогулок” :) Я, Зоя, Оля и “северная сборная” (Ира и Саша) неторопливо отправились на поиски петроглифов. Скажу честно – мы так и не нашли подобных тем, что изображены в “Lonely Planet”, на обнаружили несколько своих. Оля (остальные прошли мимо, ничего не заметив) узрела на одном участке рисунок какого-то непонятного животного – то ли коровки, то ли козочки. Хочется верить, что это и вправду оставили свой след древние охотники, в отличие от многочисленных арабских посланий на той же горе.

А еще на этой прогулке воздушный змей Иры и Саши совершил свои первые полеты. Правда, животина оказалась с характером – гордо разрезая носом воздух, предпочитала падать вниз... Но все же удалось уговорить его немного полетать. Разноцветный змей на фоне красных песков и голубого безоблачного неба… Фантастика!

Фея Фейфы

Ранним утром мы выдвинулись в путь по направлению к поселку Вади Рам, а оттуда переехали в каньон Вади Фейфа.

Поход в Иорданию

Фейфа… Открытие этого чудесного райского уголка началось для нас с узкой дощатой тропки, огибающей очертания скальных стен, на порядочной высоте от низовья каньона, по дну которого бежала сверкающая речка. На лицах ребят – неподдельный восторг, а их радостные возгласы догоняют меня из-за очередного крутого поворота. Мы проходим водную дамбу, и оказываемся в белокаменной долине. Молочные округлые валуны выстроились вдоль широкого ручья. Я никогда не видела подобных картин прежде. Невысокие, но массивные пузатые песчаники причудливо бугрились и поражали воображение своей приятной матовой белизной. Мы на высоте –400 м относительно уровня моря. Воздух мягкий и упоительно-песочный… Здесь уютно, как в гостях у старых-добрых друзей.

Снова нас настигли тяготы акклиматизации, и, утомленные, мы решили перекусить в приятном окружении кремово-белых стен. Наши скромные яства – местный творожный сыр и простая лепешка – были непередаваемо вкусны. Вскоре мы выдвинулись дальше. Постепенно каньон сужался, и вот мы оказались по щиколотку в воде перед водопадной ступенью высотой в два человеческих роста. Мы увидели скользкое обомшелое бревно, которое упиралось в скалу и служило вспомогательной ступенькой для подъема. Ребята сделали навеску, и мы по очереди поднялись наверх и переправили рюкзаки. Пока мы этим занимались, нами был замечен забавный большой краб, который боком полз вдоль стены, прикрывая при этом свой глаз одной клешней (явно чтобы “не спалиться” :)).

И вот, спустя какое-то количество красивущих поворотов и сотен амиантовых булыжников, украшенных кое-где свисающей зеленью, мы обнаружили прекрасную площадку для стоянки в широкой части каньона. Установив лагерь, мы стали наслаждаться здешней атмосферой. У меня появилась стойкая ассоциация с детским мультсериалом “Флинстоуны”, сюжет которого рассказывал о жизни первобытных людей. Вот и мы стали участниками подобной истории :)

Поход в Иорданию

Была пора новолуния, и многим ребятам из группы захотелось искупаться и смыть с себя пыль дорог. Дальше, вперед по каньону, располагался прекрасный водопадик… Ох! Мы, оказывается, уже успели отвыкнуть от них… Омывшись, мы завершили день ярким костром. Над нами улыбалось звездное небо.

На следующий день мы отправились в радиалку. Разведка новых мест – занятие весьма затягивающее… Ибо было нелегко развернуться и пойти в обратную сторону, когда вокруг все расширялись опаловые горизонты, манили вглубь новые, мягкие миры… Периодически цвет скал менялся с нежно-лилейного на красно-пунцовый, и тянулись в небо стены, вырастая, будто на глазах. В одном месте раскинулся висячий сад, и прямо из-под зеленого балдахина ниспадали сотни капель живительной влаги… Кое-где мы набирали воду из скальных родничков. Где-то нашли волшебную туфлю, а в какой-то момент природа преподнесла нам в дар шикарный прозрачно-розовый кальцит, который мы назвали “пером ангела”. Ещё нам попадались в дороге заросли мяты и кустики с помидорами :) Было много некрупных водопадных ступенек, и налазились мы вдоволь!

Дальние части Фейфы остались запечатлены в памяти как широкие светлые коридоры, зовущие на поиски приключений, дарящие истинное наслаждение тем, кто действительно хочет исследовать их нежные миры.

В лагере мы до позднего вечера сидели у костра. Сегодня – наша последняя ночь в диком месте… Не верится, что сказка заканчивается...

Территория мозаик

Утром мы собрали лагерь и попрощались с каньонами Иордании. Теперь нас ждет возвращение в цивилизацию…

Поход в Иорданию

Мы отправились назад по уже знакомому пути, преодолев препятствие в виде водопада – на этот раз сверху вниз. Вскоре мы встретились с таксистами, которые повезли нас в Мадабу. Мы ехали по знакомому шоссе, снова увидели море и выходящие к нему каньоны… Приехав, мы заселились в дешевые, но очень комфортные и роскошные номера (благодаря таксисту, который договорился с руководством отеля), цены на которые в прайс-листе были указаны в несколько раз дороже.

Все музеи и достопримечательности Мадабы работают до 17:00. У нас было достаточно времени, чтобы все успеть. Мы начали свою приятную прогулку, конечно же, с похода в кафе, где вкусно пообедали и в очередной раз полакомились кнаффой к чаю. А потом была череда плутаний по холмистым улицам Мадабы с заходом во все интересные места.

Сама по себе Мадаба мало отличается от остальных иорданских городов – такая же невзрачная, разве что выделяется наличием христианских домов, помеченных крестами. Достопримечательности же оказались весьма интересными – старинные мозаики в древних храмах, небольшой, но уютный музей и колокольня, с которой открывается панорама всей Мадабы. За счет сочетания мусульманской и христианской культур этот город выделяется тем, что к пению муэдзина присоединяется и звон колоколов.

Осмотрев все музеи и археологические парки, мы накупили сувениров и пошли по своим комнатам в гостинице готовиться к отъезду.

Прощание

Вот и наступил день прощания с солнечной Иорданией. И вот уже – самолет, аэропорт, Москва… И как будто ничего и не было. Как будто еще пару дней назад рядом не было горячего песка, разноцветных камней… Но мы-то, конечно, знаем, что все это – не мираж, а быль.