Главная / Статьи / Отчеты

Анастасия Митина
Раздел:Отчеты

Иордания. В сердце пустыни. Февраль 2017

Автор идеи развед-маршрута, проводник похода в горы и пустыни Иордании, автор походных фотографий и наш любимый начальник Андрей Кайнаров.

Обзор маршрута в Иордании

Предпоходное

Начну с предисловия. Нашим неиссякаемым на идеи путешествия проводником Андреем был изучен вдоль и поперек на космических снимках один очень интересный район в Иордании. Он был интересен сразу несколькими пунктами:

1. Малоизучен, почти никакой информации о нем в сети найти не удалось.
2. Удаленный вглубь, спрятанный в сердце пустыни Вади Рам.
3. Где-то там спряталась скрытая и таинственная долина петроглифов.

обзор маршрута в Иордании

Из первых двух пунктов следует вывод, что раз туда никто не ходит, значит либо сложно, либо там нет воды, либо он не интересен туристу не зрелищен. Последнее никак не вязалось с картинками, которые нам показывал космос, а также с потенциальными петроглифами. Район на снимках был чрезвычайно сложно и разнообразно устроен, все было там: горы, пески, многочисленные скрытые долины, причудливые останцы, глубокие каньоны и огромные пространства между ними. Короче говоря, как показывал многолетний опыт "чтения" снимков, скорее всего  там что-то грандиозное.

Дикость его и удаленность от цивилизации только придавала дополнительный вкус приключений и желание его разведать. Оставался один пунктик и очень важный вода!

Есть ли там колодцы древних бедуинов, нет ли, есть ли в них вода?

Это можно решить, только поехав на место и найти или не найти их. Можно постараться выбрать правильное время для такого путешествия  например, поехать после сезона дождей или прямо в сезон. Пустыня смешанная, пески лежат между причудливых останцев, порода разная. В нишах, теневых местах, в каньонах, в ванночках и естественных или искусственных резервуарах вода может стоять довольно долго!

Наши предыдущие поездки в пустыню Вади Рам и наши многочисленные разведки показали, что наличие или отсутствие воды в пустыне не всегда предсказуемо. Даже, казалось бы, после дождливых дней, резервуары почему-то не наполнялись. Иногда же воду мы встречали на каждом повороте каньончика. Так что это всегда было сродни чуду жизни найти тот или иной источник.

космический снимок пустыни Иордании

Благодаря тщательному рассматриванию и медитированию на снимки района, Андрею удалось найти каскад пересыхающих от случая к случаю ванн. Место, где они находились, совпадало с предполагаемой долиной петроглифов. Случайно ли это? Возможно, ранее тут была плотно населенная бедуинами и другими пустынными племенами местность. А наличие каскадов пересыхающих ванн могло говорить о том, что это, возможно, стабильный родник. Самая большая ванна обозначена была фактически на плато, от нее серпантином убегал вниз и стремительно сбрасывал высоту живописный каньон.

Но все это было пока только в теории! Нужно было узнать все опытным путем.

петроглифы в Иордании

Район, на который мы положили глаз, был интересен нам и возможностью найти петроглифы, ведь примерно об этих местах мы находили обрывки упоминаний.

Мы выбрали для поездки февраль и кинули клич. Но, конечно, для такого мероприятия нам нужна была отменная команда. Человек, который по духу исследователь это особая категория людей. То есть могло случиться так, что мы ввяжемся, зайдем глубоко, не найдем воду и будем скорее выбрасываться из района. Люди должны были быть готовы к такому и должны были быть способны без паники пройти такой опыт.

команда разведки похода в Иордании

Благо, команда наша сформировалась из очень опытных путешественников. Нас было четверо идеально для разведки. Трое опытных мужчин-походников, из которых двое имеющие опыт руководства экспедициями (это Андрей и Валерий) и двое просто очень тертых походных калача (это я и Григорий :))

Первая ночь. Полнолунная заброска и затмение (8 км)

ночной гриб в пустыне Иордании

Начался наш поход в полнолуние и ночью. Вечером мы прилетели в Амман. Ночью мы приехали по пустыному шоссе к точке нашей заброски. Вышли из машин и сразу нас подхватил под крыло ветер. Мы вышли в открытую пустыню... Нас ждали километры ночного лунного прохождения. Ночь, полная луна, пустыня, ветер и мы.

Лунный пейзаж в пустыне Иордании

Помню, с ветром внутрь вошло уютное ощущение, что мы разведчики и что нужно быть очень осторожными, островосприимчивыми и чуткими.

Мы идем тихо и быстро, только песок шуршит под вибрамом.

Лагерь под луной в пустыне

Луна такая круглая и такая ослепительная. Но все-таки, не все она освещает, остаются и теневые места в ландшафте. Есть и наши тени на песке. Внезапно наткнулись на стойбище отдыхающих верблюдов. Они немного повозмущались, но мы свернули и в пустыне снова воцарилась тишина.

Ночной лагерь в пустыне

У нас не было сверхзадачи уйти куда-то далеко сегодня, но мы держали курс на нашу прошлогоднюю стоянку, только ее мы и знали. Пока шлось легко, несмотря на перелет и смену климата, сезона, страны. Мы успешно дошли до нашей прошлогодней стояночки. Спать еще какое-то время не хотелось. Палатки поставили без тента, небо было ясное и испещренное мириадами песчинок-звезд. Сияющая луна довольно сильно засвечивала в целом, но было понятно, что звезд сегодня много. Всего было много. Затмения мы не заметили, хотя все сошлись на мнении, что в какой-то момент что-то промелькнуло.

Первый день. Вхождение в ритм (7 км)

дневные пейзажи в пустыне Иордании

Наш первый день в горах начался после полудня. Кофе и такая красота кругом мы в пустыне, далеко-далеко от всех и от всего!

Пустынная растительность

Пейзажи вокруг вдохновляли. Валерий уже успел побегать-поснимать на камеру видео-кадров для будущего видео-отчета.

Грот в скале

Неспеша собираемся и в путь! В пути застаем удивительно прекрасный заход солнца. Когда все вокруг заливают алыми оттенками, цвет песков и пустынных гор становится все мягче, пока не выкручивается в оттенки серого и иллюзорного.

Участник похода в Иорданию

В пустыне вообще очень интересно наблюдать иллюзорность мира  эффект миражей и подмены расстояний тут раскрывается во всей красе. Мы пока только приехали и еще не вошли в ритм пустыни, не уловили ее гармонии. Зато начинаем изучать друг друга потихоньку.

Техника расслабления в пустыне

Вот наш Григорий владеет отличной техникой расслабления на привале он ложится тут же на землю или коврик в позе звезды и отключается моментально, иногда даже храп слышен.

Закатный пейзаж в пустыне

Валерий по-другому: у него очень много сил и мы назвали его потом "человек из стали" со стальным каркасом и ногами ловкого ящера! На привалах он обычно осматривает ближайшие окрестности, снимает на видео, комментирует сразу все, что видит вокруг. Чудесный видео-отчет у него в итоге вышел!

Вечерний лагерь

Все впереди. Сегодня не прошли много. Преодолев одну долину поняли, что не готовы сегодня бороздить просторы в ночи. Луна сегодня пряталась за облаками и в эти моменты не было нормальной видимости.
Свернули в боковую систему ущелий и нашли уютное закрытое от ветров место вдоль стены. Беседы и ужин у костра под луной в пустыне настоящая романтика! Тут и скоротали ночь до утра.

День второй. Разный и длинный (9 км)

Утренний лагерь

Утром снова удивление, снова новый пейзаж. Сегодня очень низкие свинцовые облака, очень быстро бегут по небу. И ветер... Где-то довольно сильный. Пора уже привыкать к нему, он будет с нами до самого завершения.

Окно в скале

Побегали по окрестностям с целью даже акклиматизации, пофоткались, позалезали в уютные щели. Конечно же, задача была перед всеми поставлена искать воду. В любых ее видах. Пока нет. Несем свой запас с собой в рюкзаках.

Палатка в пустыне

Пейзажи пустыни

Недолгие сборы лагеря и наш караван снова в пути. Наша цель цепь озер и петроглифы.

Неудобное место в пустыне

По пути вошли в место, очень неудобное для перемещения: всюду разбросаны, как будто специально, камни... Мешаются, катаются под ногами. И так еще долго идти, но идти надо никуда не денешься. Скорость заметно замедлилась. Конечно, сильно сбивают настроение эти камни. Почему их никто не расчистил с нашего пути? Как они могли??

Это уже маленькое эго начало просыпаться и пытается ухватить свою долю энергии, перетянуть на себя. Ухожу глубже, не борюсь, просто игнорю его. Иду и все тут! Все же идут.

Дошли до входа в каньон, а их тут, как в лабиринте, сразу три отвилки и в какую нам? Выбрали самую левую, по ней держим дальше путь. Где-то в конце нужно выбраться на верхнее плато. Постояли под кустиком, отдохнули, перевели дух, сделали глоток воды, и снова в путь. Идем теперь по каньону, постепенно набирая высоту.

На плато в Иордании

И тут блеяние коз и сами они траверсом зависшие точки на склоне. И пастушка пустынная бедуинка. Языком жестов приглашает нас на чай в свой шатер, а мы указываем, что нам туда, вверх. Она качает головой и показывает на свой склон  возможно, подсказывает выброс наверх. Прощаемся. На привале совещаемся. Стоит повнимательнее осматривать по дороге левый склон – возможно, там может быть вода или пастушечья тропа наверх. Но нет – все-таки, доверившись чутью и первоначальному плану, решаем идти дальше вверх по каньону.

Вид с плато

Пообедав перед подъемом, посовещавшись, решаем начать подъем по соседнему контрфорсу – выступающему гребню. И вот оно чутье тропка сразу нашлась. Аккуратненько и быстро взлетаем на первую полку каньона и вот уже красивые виды на пройденный нами путь стали открываться взору. Оказывается, мы прилично поднялись! Выше больше и шире обзор… И ощущения свободы и полета начинают входить. На плато легко-легко становится! Как будто мы сбросили лишний невидимый груз с плеч...

Проводник на плато

Идеально ровное плато с аккуратно уложенными камушками, ими тут похоже играет-забавляется только ветер. И то – как? Просто сдувает с них пыль и песок. Работа долгая и кропотливая, но и ветер-то тут будь здоров!

Вид на долину сверху

Идем по плато, чуть не приплясывая, уже в ожидании, что же там дальше? А дальше подошли к краю плато… Как к краю мира. Внизу обрыв, такой внезапный, как будто срезали целый пласт! Ищем спуск, но недолго. Кажется, на древнюю тропу набрели. Спустились в долину каньона. По дороге о чудо, в ванночке обнаружилась водица! Набрали ее, но будем кипятить. На ужин и завтрак есть! Уже довольные первыми успехами, решили искать лагерь.

одинокий странник

Странно устроено тут все. Мы на полке, а дальше обрыв еще один и опять дно. Туда уже пока не спускаемся. Порода тут очень причудливая много черных гранитных камней, хотя сами скалы состоят явно из других пород. Походила, пособирала. Теперь у нас критерий для лагеря главный где менее ветрено.

Ночной лагерь

Поэтому не спешим с лагерем, немного гуляем, осматриваемся. Нашли чудесное место, даже огороженное и немного расчищенное от камней. И кусты тут есть для костра сухие идеально. Ужинаем у костра. Сегодня снова чудесная звездная ночь. Засыпаем с мыслями о завтрашнем дне. Мы уже все ближе к нашей цели.

У костра ночью в пустыне

Третий день. Купание в ванночках. Вади Хафир. Тайная долина петроглифов (5 км)

До рассвета

Просыпаемся до рассвета. На восходе солнца завтракаем. Очень красивый рассвет сегодня был из-за быстро бегущих по небу облаков. Воздух пахнет дождем и влажно...

Утренний человек в палатке

Пейзаж становится очень похож на Тундры. Кажется, дождик собирается! Это чудесно, но для нас, собирающихся сегодня спускаться ниже в ущелье, идти по мокрым камням может быть сложнее и опаснее. Поэтому решаем быстрее собирать лагерь и выдвигаться. Андрей вчера нашел хороший спуск в каньон, хоть он и выглядит довольно страшно. Идем очень аккуратно и медленно, как улитки ползем, вниз и вниз.

Лагерь на восходе солнца в пустыне

По дороге нас застает дождик. Ощущения снова меняются, земля начинает источать тонкие ароматы блаженства от падающих на нее живительных капель. Как будто что-то просыпается и радуется. Ощущения, что мы в Тундрах или в Казахстане, усиливаются. Успешно спускаемся в каньон и идем по нему, а он вываливает в более большой настоящее древнее русло древней реки.

Петроглифы долины Вади Хафир

Здесь начинают попадаться большие валуны. А вот и первые петроглифы! Как же они хорошо видны! Рисунки охоты, люди с луками, животные... Нашли чудесную поляну на переплетении двух отвилок.

Петроглифы в пустыне Иордании

И здесь около десяти камней с петроглифами, некоторые очень загадочные. Они тут совсем рядом!!! От них ощущение древности. А на перекрестке как раз и есть тот каньон, где мы надеемся найти наши затерянные в пустыне ванны. Все вместе и сразу – чудесно это!

Петроглифы в Иордании

Здесь пока на этой поляне и располагаемся. Дождик притих.

Разведка пути в пустыне

Валерий пошел на разведку вверх по каньону, Андрей в другую сторону осмотреться, Григорий отдыхает и фоткает... Потому как на первый взгляд, там впереди – большой сброс водопадной ступени. Вряд ли проходимый очень большой уступ.

Приготовление пищи на костре

Я готовлю обед в окружении валунов с древними картинками. Внутри радуюсь, что мы на месте. Что мы нашли! Что вот прямо тут, несколько сотен или тысячу лет назад, возможно, сидела древняя женщина в шатре, готовила похлебку, пекла в золе хлеб, плела шерсть и… Рисовала на камнях своих любимых мужчин, ушедших на охоту возможно, так она запечатлевала их образ и привязывала их к дому, к родному очагу.

Еще это иногда напоминает что-то легкое например, как мы сейчас обмениваемся сообщениями в соцсетях… Ну это ладно.

Вот и мои мужчины подтягиваются на запахи пищи :)

Валерий нашел проход дальше по интересующему нас каньону по боковым уступам. Тропы нет, а водопадный сброс со следами воды действительно неподступный. Зато он нашел первые ванны с водичкой!!! Все! Есть вода есть жизнь.

Подъем по каньону к воде

Значит, в сердце этой пустыни можно бродить в разные стороны и исследовать ее дальше! После обеда собираем экспедицию наверх  в надежде увидеть-таки то, зачем шли: естественные ванны с водой, увиденные с таким трудом на снимках из космоса. Невтерпеж! Берем бутылки под воду и полотенца... Путь наверх не так уж и прост. Каньон очень стремительно взлетает вверх, несколько больших ступеней и мы уже высоко.

ванна с водой

В некоторых ваннах есть водица! Вот и последняя ступень. Тут петроглифы и самая большая и глубокая ванна!!! Очень живописная.

купание в природной ванне

Вода холоднющая, огненная и чистая. Набираем драгоценную воду во все сосуды. И... Ну, купанием это сложно назвать – заныриваем и вода сама выталкивает своей температурой тела обратно на берег. Глубокая ванна. Эйфория у нас! Довольные, неспешно возвращаемся на поляну к рюкзакам.

Лагерь в верховьях Вади Хафир

Решено переночевать тут. Постепенно темнеет и мы уже разбили уютный лагерь в долине между рисунков. Сидим сегодня долго у костра под звездами. Сколько тем для обсуждений! Видно, место тут "намоленное" перекресток! Уходим спать поздно.

Лагерь в Вади Хафир ночью

Четвертый день по тропе древних рисунков, загадки без ответов, чудо-долина, завал песка, верблюды (15 км)

Петроглифы в Вади Хафир

Утром собираемся в путь. Мы даже не ведаем пока, какой длинный и насыщенный день нас ждет. Собираемся и выдвигаемся по руслу основного каньона, который должен привести нас в большую пустынную долину. Тайную долину – сам Вади Хафир. Идем древней тропой. На каждом большом камне рисунки, надписи. Постепенно уже привыкаем к ним.

Древние петроглифы пустыни Вади Хафир

А зря! Их бы все зафотографировать, но мы снимаем только то, что по пути. Их кругом просто долина-музей под открытым небом! Попадаются очень любопытные. В основном, тема охоты, животноводства. Рисунки разных времен это видно по технике. Попадаются очень древние – едва различимые, выполненные в точечной технике. Каждую точку выбивали острым предметом и камнем.

Петроглифы с верблюдом

Такие тут в основном верблюды корабли и символы пустынь. Животные, которые стали лучшими друзьями бедуинов. Про верблюдов сложено много легенд и историй, известно, что это очень преданные и заботливые животные. Они запоминают свой путь. Способны без людей находить дорогу домой и привозить ценный груз, скажем воду!

Ванночка с водой

Кстати, о воде. Мы набрали в чудо-ванне запас. Но поглядываем и осматриваем отвилки и теневые места, где выступает монолитное дно каньона и есть навес от солнца – верный признак, что в ванночках задерживается дождевая вода. Набираем еще запас. Неизвестно, что нас ждет впереди. А впереди нас ждут пески. В песках, как известно, вся вода уходит мгновенно.

Долина Вади Хафир

Вот мы в широкой долине. Всю дорогу нас сопровождали рисунки! Как будто древние люди шли с нами и вывели на простор пустынной долины. Теперь нам вооон к той горе, которая теряется в дымке. Она очень далека от нас, как оценивает взгляд. Как оценят наши ноги поглядим-увидим.

На фоне далеких гор

Прошли древнее кладбище. Поскорее хочется покинуть это место, никого не потревожив. Тут такая тишина и дух освобождения… И дух тайны, которую знает только ветер, живущий тут. Не нарушаем.

Поход по пустыне Иордании

Постепенно наращиваем темп. Не идем, а как будто крутим педали вошли в ритм пустыни. Уже идется легко, так можно идти часами. А гора все не приближается. Но тут уже глаз обманывает. В пустыне все расстояния обманчивы. Глазу нельзя доверять. Доверяем проводнику. Он для успокоения иногда называет нам цифры, сколько приблизительно нам стоит еще пройти сегодня.

Отдых в кустах

Остановились пообедать. Устаем от ветра и солнца сегодня. Ветер и солнце стремятся засушить нас, как могут. И конечно же, хочется пить. Возможно, даже психологически хочется пить. Таково устройство тела. Ему надо. Иногда это надо – заведомо раздуто! Поэтому готовим чай. Силы на исходе как-то сегодня. Где же мы сегодня будем ночевать?

Поход в Иорданию

Ноги ступают по пескам среди маленьких пустынных цветочков, которые распустились сегодня поутру от вчерашнего маленького дождика. Для них это уже благо: они смогли найти в себе силы, высунулись и сразу распустили чашечки нежно-сиреневых цветков. Похожи на мини-ирисы. Вся пустыня покрыта ими...

Верблюжонок

Встретили маму-верблюдицу с верблюжонком, который при виде нас побежал к маме скорее. Чудо, как они хороши.

Путник в пустыне

Ветер крепчал, но и гора наша уже выросла перед нами. Свернули в сторону, к стене уступа в тень. Отдыхаем. Хочется очень найти красивое и уютное место для стоянки. Я предлагаю идти направо к стене кажется, там есть щель-проход, но издали все они так теряются, все эти черточки-щелочки в скалах... Тут можно довериться только чутью. Кажется, я немного начинаю дружить со структурой-устройством этих каменных утесов. Чем ближе, тем сильнее ветер в грудь как будто не пускает. Ага! Верный признак! Держать курс и не сдаваться и не сдуваться! Тут как раз уместно проявить настойчивость и веру первооткрывателя! Раз уж ввязались идем до конца! И конечно, мы были вознаграждены.

Узкий проход в скале с дюнами

Дошли до уютного места, укрытого, с садиком, кустиками, мини-проходами и лабиринтами вдоль скал. А также с волшебной щелью проходом между двух скал. Проход сильно засыпан песком настоящая высоченная песчаная дюна меж двух утесов!

Песочный проход в скалах

Бросаем рюкзаки и идем в щель. Она проходима! Крутой подъем по дюне, затем еще пролет с дюной. Красиво так, торжественно. И вот мы наверху, на плато! Сразу так, хоп – и на плато! Очень ловко! Путь этот существенно сокращает дорогу.

Вид на долину в пустыне Иордании

И какой великолепно красивый этот проход! Мы довольны! План на сегодня выполнен и даже перевыполнен.

Фильтрация воды в пустыне Иордании

Удовлетворенные, ставим лагерь, цедим воду, готовим ужин! И к дымку нашего костра к нам пожаловали гости.

Верблюды в гостях

Как сказал Валера: "Корабли к нам приплыли". Стадо верблюдов с детенышами подтянулись к нам. Возможно, они, опасаясь песчаной бури, также выбрали это укромное место. А может им спокойней с людьми рядом ночевать. Но мы рады такому соседству!

Вечер у костра в пустыне Иордании

Сегодня мы очень довольны прям как те верблюды: и фоткаемся, и сидим у огня, и глядим на звезды!

Ночной костер в каньоне

Пятый день корабли пустыни бороздят пески, расстояния без начала и конца. Колодец (13 км)

Утро в лагере

Встаем рано. Сегодня, по всей видимости, нам снова много топать по пескам. Но мы уже потихоньку сами стали кораблями, бороздящими песчаные просторы. Наши ноги ждут пути, наша кожа достаточно обветрена, чтобы уже не замечать этого. Наши тела стали сродни этим ветрам и ветра стали попутны наконец-то. Пустыня как будто приняла нас.

Дюна между скал в пустыне Иордании

Мы успешно взобрались по дюне вверх и оказались на открытом плато. Ух тут и вид... Дух захватывает! Все пустынные горы как на ладони!

Бескрайние просторы пустыни в Иордании

Какие тут бескрайние пространства, как тут все красиво и причудливо выстроено! Очень красива пустыня для того, кто научился различать ее ритм.

Тонкой ниточкой сознанья
Бьется ток, бежит по дюнам.
Ветер-шалунишка, по пятам ступая,
Все следы, как ластиком, стирает.

Был ты или будешь?
Кто об этом знает?
Ветер-шалунишка ты мое дыханье!
В тело ты вливаешь жизни любованье!

Этот мед бежит по венам,
Как по руслу маленькие речки...
В центре сердце бьется,
В центре сердца Ты.

Как жемчужина в ракушке
Ты живешь и дышишь.
Лишь сияние улыбки, как светильник в темный час
Иногда сочится из моих же глаз...

Дюны дум полны и очарованья
Их хозяин Ветер!
Он их по песчинкам в горы собирает...
Ну а мы хранимы небом,
Небом и молчаньем.

Горы в пустыне Иордании

Бороздим большие просторы сегодня. Идем, а ветер бережно сметает наши следы, как будто и не было ничего. Миражи... Мы миражи. Только сознание, как горящий луч. Все-таки, мы вольны двигаться свободно идем туда, куда нам надо. Мыслей в голове очень мало. Ветер и просторы смели все, вычистили. Все чисто-ясно! Идем. Мы люди. Идем по пустыне. Вон к тем горным массивам. А может, мы корабли и плывем… А может, мы всегда тут шли. Сколько это уже длится? Кто знает? И есть ли у времени начало и конец? Кто будет мерить?

Привал в пустыне Иордании

Кто, если не мы! Мы измеряем пространство. Пески времени все рассыпаны тут. Ветер иногда меняет рисунок-узор на песке. Иногда цветочки распускаются. Иногда верблюды пройдут. Меняют узор. Но ветер снова трудится укладывает песчинки бережно и красиво, волнами. Неустанно трудится тут и там. И все на этом. Так веками...

Пустыня Иордании

А мы, кто мы? Мы космонавты! Вот дошли, доплыли, долетели до нужной нам семейки горных массивов. Где-то тут, по древним картам, должен быть колодец. И он даже уже найден нами в прошлом заезде. Такой вот кружок почетный мы совершили.

Колодец в пустыне Иордании

Вот и колодец! И о радость в нем есть вода! И у нас есть длинная веревка! Колодец очень грамотно сделан: существует за счет хитрого устройства акведуков и собирает воду в большой глубокий каменный резервуар со всех окрестных массивов. Как центр прям.

Колодец в пустыне

Вообще, конечно, выйти к колодцу, пробороздив километры пути по пескам это чудо! Сама вода в таком количестве в пустыне это чудо. И место тут чудесное, очень милое, красивое, доброе!

Вода из колодца в пустыне Иордании

Вода из колодца в пустыне

Набираем воду, торжественно кидая котелок. Вода чистая. Живем! Обедаем, отдыхаем в кустиках у колодца.

Маршрут в пустыне Иордании

Решили идти дальше сегодня  поискать место для ночевки поближе к выброске. Снова пески... Снова идем, снова у ветра на крыле.

Вид на пустыню в Иордании

Ищем место для ночлега. Кажется, может быть буря, хотя эта мысль преследует нас уже не один день пути . Ничего – это полезно, отрезвляет!

Пустыня Иордании

Все-таки, мы люди опытные выбираем укрытое от ветра место и на случай дождевого потопа оно также должно нас уберечь.

Акведук в скалах

В скале находим еще одно древнее устройство вертикальный акведук, туда даже залезть не всем под силу.

Вверх по акведуку

Валерий, конечно, залез, а в самой верхней ванне камни как будто с раствором есть вода. Уже не удивляемся ничему.

Дерево у скалы в пустыне

Ноги и чутье нас приводят теперь к уютным местам с водой. Сдружились с духами этих песков мы. Сегодня последняя ночь в горах. Готовим вкусный ужин все, что берегли, кидаем в котел. Знатный ужин вышел! А дождь так и не случился. Спим спокойно. Завтра в цивилизацию уже... Эх...

Шестой день. Ветер входа-выхода. Все блага цивилизации. Красное море (8 км)

Рассвет в пустыне Иордании

Утро раннее... Еще заря... Пустыня спит пока... Только чуть розовеют облачка на горизонте. Линия гор прекрасна очерчена, как никогда. Я сегодня прям физически чувствую себя бедуином. Куда нам? Зачем нам? Что, уже все? Мы покидаем эти края? Мозг отказывается пока смириться с этой мыслью. Не даем ему сил развернуться. Просто собираем лагерь и просто выходим. Ветер с нами, он уже наш друг! Идем знакомой долиной. Как будто уже тут как дома. Как будто просто вышли погулять по знакомым местам утречком ранним. По пути бронируем гостиницу, связываемся с нашей следующей группой ребят. Наше путешествие будем продолжать уже в другом районе.

Берег Красного моря

А сегодня нас ждет Акаба. И отель на берегу Красного моря. Но туда еще нужно как-то попасть. Впереди уже показалась трасса с движущимися по ней точками-машинками… Около часа стоим на трассе и голосуем. Но в итоге успех. Останавливаются добрые иорданцы муж с женой. Как мы все там уместились с рюкзаками диву даюсь! Но все-ж едем! Акаба приближается. Пока пустыня. Мы не прощаемся, ведь мы теперь носим эти расстояния, померенные нами, с собой. И ветер с нами, думаю. Все с нами. И нам радостно.

В Акабе поели вкусняшек, фалафели и попили крепкого кофе с кардамоном. Акаба не то что бы приятная, но красивая. Наш отель дальше. Очень симпатичный, с бассейном. А мы как бедуины, с обветренными лицами и безмятежным взглядом пустынников, которые видели просторы, бороздили просторы и были сами этими просторами. Нам, конечно же, тесновато в комнатушках и не хватает ужина с костра. Всюду свои плюсы и минусы. Зато помылись…

Красное море

Погуляли по берегу Красного моря. Не впечатлило! Берег соседних государств виден аж... Ну что это за море! И мелкое! Нет пески гораздо-гораздо круче!

На этой ноте заканчиваю повествование о наших странствиях в Тайной долине. Дальше уже совсем другая история будет и с новыми персонажами. Всех, кто дочитал сие повествование, ждет бонус в виде намека на продолжение повествования пустынных странников.

Пустынный странник

Совсем другая это сказка будет, не менее увлекательная, которая обязательно будет стремиться быть написана!