Главная / Статьи / Отчеты

2014-11-10
Коллективное творчество
Раздел:Отчеты

Иорданское королевство в кристаллах розового песка.
Октябрь, 2014

Часть 1. Водные каньоны и Мертвое море

Коллективный дневник участников похода по Иордании в октябре 2014 года.

В дневнике мы поведаем о сокровищах внутренней и внешней Иордании и попробуем описать ее такой, какой мы ее увидели – теплой и нежной, яркой и тягуче-медовой, возвышенной и изысканной... Расскажем о грозе в каньоне и спа-процедурах в термальных источниках, о висячих садах и дне рождении в пальмовом лесу, о подношении лепешек и о космическом Море, о замках Дали и песнях ветра в разноцветной пустыне, о том, что такое “допетрить” и о том, как мы “допетрили” :)

Группа в заповедном каньоне. Поход в Иорданию

Мы, наконец, отправляемся в путешествие... Долгожданное и многообещающее! Интересно, каким же оно будет? Сегодня день перелета и суеты. В Московском аэропорту нас сначала погоняли по выходам, но через четыре часа мы уже были в Аммане!

Воздух сухой, очень теплый и пахнет солью и песком.

Отсюда – переезд, уже ночной. Сначала мы ехали по закоулкам города, а потом дорога сменилась на серпантин спуска в ущелье.

За день до вылета мы ознакомились с прогнозом погоды – обещали тепло и полное отсутствие осадков. Да и чего еще ждать от пустыни? Однако нам сразу дали понять, что не все так просто: внезапно разыгралась гроза с многочисленными яркими молниями. Темные мили каменистых пустынь за окном то и дело озарялись бело-фиолетовыми вспышками…

Святой источник

Долгий и крутой спуск у ущелье по серпантину. Где-то ближе ко дну, в запланированной точке высадки мы попрощались с нашими дружелюбными таксистами (с нашим водителем Ахматом мы даже успели составить по пути мини-разговорник арабского языка) и вышли под обстрел крупных теплых капель дождя.

Навьючив на спины рюкзаки, спустились вниз, к ручью, изобилующему ванночками под скальными стенами.

Дует теплый ветер. Вышла яркая луна. Наш каньон приветствует нас.

Олеандр. Поход в Иорданию

Вскоре мы перешли вниз по каньону (где – по камням, где – прямо по воде) на наше первое место стоянки. Дождь то почти прекращался, то снова напоминал о себе, а молнии все еще сверкали вдали.

Глубокой ночью лагерь был установлен. Каким же будет это место, когда мы проснемся утром? Пока удалось рассмотреть некоторые интересные местные растения: цветущий розовый олеандр и какие-то высокие кусты с ветками-колючками (что-то типа туи или можжевельника)…

Погода ясно сказала нам, когда пришла пора прятаться по палаткам – внезапный пустынный ливень стал откровенно бить нас теплыми крупными каплями. Гроза усилилась, сверкало уже совсем рядом и гремело громко. К дождю никто не готовился – все-таки в пустыню ехали… У девочек в большой четырехместной палатке нет тента. Они укрылись в остальных трех палатках, вещи спрятали под тент, как могли; и наконец, уснули после такого долгого дня.

Райское спа

Утро второго дня встретило нас ласково (по сравнению с ночью первого). Тучки ушли поливать другие районы, оставив после себя солнышко (было даже весьма жарко) и чистое небо. Так что настроение было приподнятым! Захватив рюкзаки, наша команда каньонных странников продолжила маршрут.

Группа в каньоне. Поход в Иорданию

Идти нужно было совсем недолго, вниз и вниз по бегущей теплой речке. Ноги немалую часть пути были в воде, но в этом был свой кайф: ведь не стоит бояться последствий промоченных конечностей, если им тепло :)

Купание в водопаде. Поход в Иорданию

Довольно скоро мы очутились около больших песчаных валунов теплого карамельного цвета. В шаговой доступности находились небольшие водопадики. Ходовая часть была окончена, и началось то, за что обычно немало раскошеливаются люди, едущие в Иорданию – СПА :) Все постепенно подошли к большому водопаду, чтобы окунуться в теплую водную стихию. Рядом обнаружились ванночки-ямки, куда можно было лечь и растянуться всем телом. Лежишь так, и тебя накрывает релакс – теплая вода окружает со всех сторон, заставляя забыть об усталости и вообще обо всех тревогах…

Если подойти к самому большому водопаду (где можно встать в полный рост) и подставить ему спину (можно и лицо, но захлебнешься), то получится лучший природный антицеллюлитный, да и вообще оздоровительный массаж! С одной стороны, мощный поток воды бьет так сильно, как умеет (а умеет он это хорошо), а с другой – ощущается мягкость ударов воды о тело и после – неописуемая легкость…

Девушка на камне. Поход в Иорданию

А был и совсем маленький водопадик, стекающий с одного камня за скальным уступом. Под ним тоже была выемка-ванночка, и если в нее лечь, то водопад массирует все тело лучше всяких там гидромассажных устройств. И зачем запираться в спа-отеле, если в твоем распоряжении – целая минеральная речка?

Одна девушка, которая лежала там, так неподдельно вопила и стонала от удовольствия, что могла бы смутить того, кто не в курсе, чем тут занимаются эти белые люди… После таких водных процедур начинает казаться, что ты и не в походе вовсе :)

Группа на каменном диване. Поход в Иорданию

После перекуса на гладком каменном “диване” (вместе с нами обедали щекотные мухи) мы решили прогуляться по неприметной, на первый взгляд, отвилке нашего каньона. Вызвалось пойти не очень много народу.

В отроге ущелья. Поход в Иорданию

Когда мы завернули в отвилку, по которой струился ручей – казалось, что ничего интересного нас там не ждет. Небольшой журчащий ручеек и заросли высокого камыша, в принципе не обещают приключений, но внезапно за камышом начался узкий ход, который в скалах промыла вода. Стены породы были покрыты водорослями и цветными натеками минералов. Вода вымыла немало ванночек, в которых мы удивленно встречали разную живность – рыбок, лягушек и даже крабов! Знаете, как-то не ожидаешь увидеть в каньонной ванночке краба. Дошли до высокой водопадной ступени, дальше уже без веревок-жумаров - никак, с высокого камня падал вниз прохладный водопад. Удивительно, но местами вода била из стен тоненькими струйками – толщиной с нитку. Искупавшись под водопадом, мы стали возвращаться, присмотрев по дороге место для лагеря. Было решено оборудовать стоянку рядом с большим двойным и теплым водопадом, в котором все купались часом раньше.

Лагерь. Поход в Иорданию

Костер, чай, ужин – в лагере наступил вечер…

Тут совершенно великолепные места. Даже не верится, что библейские. Просто спа-курортные! :) Сегодня уже чувствовалось, что мы в Иордании.

Под навесом пальмового леса...

Поход в Иорданию

Сегодня мы продолжили двигаться вниз по каньону, который становился все интереснее и интереснее. Перед выходом мы еще разок успели искупаться в пока еще непривычной теплой воде, аккуратно подлезая под мощные струи водопадов, всей своей силой показывающие могущество стихии.

Собрав лагерь, мы направились навстречу новой красоте. Идти по колено в теплой воде уже было вполне привычно. Вдали виднелись силуэты пальм, пушистыми зелеными шапками сидящих в желтых камнях. Когда все вокруг стало совсем зеленым и свисающим, мы зашли на территорию заповедника.

В заповедниках Иордании, да и просто в диких местах нигде нельзя стоять лагерем, разбив палатки, существует специальаня туристическая полиция, которая вежливо тебя проводит в ближайший отель... Отдав несколько динар на входе в заповедник, в небольшом островке цивилизации с кафе и кемпингом (впрочем, довольно ненавязчиво сливающимся с густыми, где-то цветущими, зелеными зарослями), мы пошли дальше – никуда не торопясь, фотографируя водопады и разноцветные стены каньона.

Поход в Иорданию

Где-то течение становилось сильнее, вода – глубже, где-то стекали вполне прохладные струйки со стен... А стены тут действительно удивительные: с зелеными, оранжевыми, коричневыми полосками – вобщем, всевозможных оттенков! Камни – большие и маленькие, тоже разноцветные и даже узорчатые.

Очередной привал устроили у стройного высокого водопада (на дне водопадной ванночки лежали... следы животных? ...зерна кофе? ...нет! косточки фиников). После участка с водопадом стены начали сужаться, отчего казались еще выше. И вскоре они сомкнулись над нами.

Здесь нас ждал спуск со ступени с помощью страховочной веревки. Какой-то добрый бескорыстный человек смастерил здесь веревочную лестницу, благодаря которой спуск прошел успешно и быстро.

Поход в Иорданию

И сразу после спуска каньон достиг пика своей красоты. Высокие разноцветные стены и переливающиеся на солнце струи падающей с высоты воды создавали картину приключенческого фильма про путешественников :)

Вечером, поднявшись на склон, мы разбили лагерь в пальмовом лесу. Здесь нас ждал праздничный ужин – у одного из участников похода (Саши) сегодня День рождения! Девочки приготовили ему торт с десятью свечами (по числу участников похода) и подарили банку тушенки в оригинальной упаковке – оранжевом носке :)

Над праздничным костром раскачивались вековые пальмы, сверкали меж листьев звезды, а музыкальное сопровождение обеспечивали цикады в зеленых смокингах… В глубине ночи к нам пришел черно-белый кот – подчищать тарелки с рисом и рыбой :)

Гуавовый сад

Поход в Иорданию

Испив с утреца кофе, мы отправились налегке в расположенный неподалеку садик. Там мы неторопливо изучали ароматные гуавовые деревья (мы еще не знали, что они гуавовые), пробуя на вкус "незрелую", ноочень вкусную и ароматную продукцию.

Как вдруг неожиданно появился хозяин сего великолепия. Судорожно заглотив гуавы, мы принялись мило с ним общаться. Точнее, общался Женя, так как лишь он был способен на свободную английскую речь :) “Садовник” рассказал про непростую жизнь иорданского гида, которому в одиночку приходится содержать целый кемпинг... И подарил нам на радостях несколько зеленых лимонов. Спустившись из сада в каньон, чтобы набрать воды, мы также неожиданно встретили того самого добросердечного создателя лестницы, предложившего нам, собственно, заплатить за спуск с нее. С ним мы тоже мило пообщались :) После того, как он понял, что на его намеки мы не реагируем, добрый человек удалился.

Постепенно воды в каньоне становилось все меньше. По пути мы заглянули в потрясающее “ущелье причудливых форм”.

Собрав лагерь, мы двинулись дальше по каньону. А тот, тем временем, становился все шире. Солнце же становилось все жарче. В очередном водопаде прямо в одежде искупалась половина группы, что начало вызывать тревогу об адекватности поведения людей в условиях жары.

Лагерь разбили на широком участке каньона с гигантской отвесной стеной. Музыкальное сопровождение обеспечивали звуки гор с солирующей партией летучих мышей. Звукорежиссером проекта выступало эхо…

Каньон Большого отвеса

Золотые верхушки гор, голубое небо и половинчатая прозрачная луна встретила нас сегодня ранним утром.

Рюкзаки собраны, готов кофе. Наслаждаемся прохладой тени и бесконечностью времени. Вспоминаем о произошедших с нами чудесах. Горы Иордании дарят подарки и исполняют желания: нам повезло встретить местного проводника, который щедро одарил нас лимонами из своего сада, и мы потом заваривали лимонно-мятный чай (очень хорошо освежает и придает сил в жару). Потом лепешки, которых очень сильно хотелось, и мы волшебным образом нашли их в “печке каньона” :) На самом деле это иорданцы, перекусывая, оставляют хлеба местным духам в знак уважения и почтения, и мы встретили таких путешествующих ребят у последнего водопада. Они оставили лепешек на камне и мы позаимствовали небольшую их часть. Местные лепешки пресные, но в жару все равно хорошо идут. Еще здесь можно отыскать музыкальные инструменты-погремушки (маленькие высохшие арбузики). Когда их мякоть высыхает, то внутри гремят косточки…

Поход в Иорданию

Эля набивает трубку, напевая песенку. Женя гремит крышкой маленького котелка – варит чаек. Оля сидит с путеводителем, который по вечерам превращается в книгу-предсказателя, Зоя пытается исподтишка сфоткать иорданцев на крыше, Надя подкладывает дрова в костер (щурится – дым едкий и бьет в глаза), Саша отбивается от мух, Настя снова сегодня мухобой (17 мух положено), Настя-проводник посудку помыла, а Андрей сейчас скажет, на каком уровне мы находимся относительно уровня моря.

–265 м! Позавчера, 12 октября, было 150 м, потом мы шли, шли и дошли до –200 м, а лагерь разбили на –265 м.

Вчера проводники с некоторыми ребятами чуть-чуть разведали тропу до водопада. Поэтому сегодня нас ждет спуск на веревке по его руслу, а также тренировка на естественном рельефе!

Наш путеводный клубок отмотал немного нити маршрута – пройдя совсем чуть-чуть, мы оказались у ~18-метрового водопада.

Поход в Иорданию

Препятствие было преодолено успешно, а Настя провела массовую фотосъемку спуска группы. Предвкушая дальнейшую тренировку, мы не стали снимать веревки, и расположились внизу на обед. Перекусили (мухи, вы с нами!) и стали обдумывать ближайшие планы. После пития чая было решено весь остаток дня посвятить усовершенствованию навыков спуска. Кто-то занялся фильтрацией и кипячением воды (нам теперь надо хорошенько ей запастись), а в это время остальные ребята по очереди спускались с водопадной ступени. Андрей спустился прямо по руслу водопада – было эффектно! Далее и до вечера мы перемещались вверх-вниз по нависающей над нами скале – навеску перенесли туда. Шоком для всех оказалось то, что в какой-то момент на нас прибежал любоваться непонятно откуда взявшийся араб с кружкой кофе в руке. После приземления он восхищенно показывал каждой из девушек жест “класс”! Наблюдал он за нами долго, а потом так же бесследно исчез :)

С наступлением темноты в верховьях каньона разлилась темно-синяя небесная речка, усеянная звездами. Когда стало совсем темно, мы затеяли ночные спуски. Очень необычный опыт! Спускаешься, а стена, освещенная светом одного лишь налобного фонарика, кажется бесконечной… Потом резко – хлоп! И оказывается, что ты чуть ли не попой сел на землю :)

Спать ушли рано – нам предстоит ранний подъем и выход к Мертвому морю.

Полоска яркой бирюзы – это Море!

Встали затемно. Сразу согрелись (каламбур... даже ночью тут жарко) кофейком и принялись собирать рюкзаки. Рассвет стремительно пробирался в наш каньон, но мы так же стремительно, как и он, выдвинулись в путь. В стенке каньона по пути обнаружили “окошко” замысловатой формы – там живет Будда :)

Поход в Иорданию

И вот мы видим помидорные огороды, слева и справа – какие-то поселения, а впереди – трассу и синее море с израильскими горами, укутанными легкой дымкой.

Мы выходим на дорогу, встречаем иорданских школьников, каждый из которых кричит нам: “Hi!” и с интересом разглядывает (как будто мы – инопланетяне какие). А один мальчонка почему-то посмотрел испуганно... Это первое дыхание настоящей жизни местных людей. В городе, после прилета, мы были еще не в состоянии что-то увидеть и понять о здешней жизни.

Мы пошли пешком по трассе. Рядом проносились машины и весело бибикали нам, слева пастух гнал своих коз, а его собака облаяла нас и мы даже приготовились, если что, бросать камни, но не в нее, а рядом – так нам жестами посоветовал делать пастух.

На привале возле нас остановился небольшой грузовичок. Из него выпрыгнул светящийся улыбкой араб и с радостью открыл для нас свой кузов, предварительно вытряхнув из него песок :) Как же классно было ехать под обдувающим соленым ветром, который сдул мою кепку!..

Мы проезжали мимо великолепных разноцветных скал темно-красных и пурпурных оттенков, проносящихся справа, а слева недвижимо покоилось Море… Благодаря “трудностям перевода” мы проехали мимо пограничного поста – это чуть дальше, пришлось возвращаться назад. Добрый парень высадил нас недалеко от погран-заставы и категорически отказался брать с нас деньги. Женя вручил ему Бабаевскую шоколадку :) Как только спаситель уехал, к нам прикатили “те самые” пограничники. После проверки документов выяснилось, что за армейской частью спрятались “шелли”, или “шале” для туристов :)

Поход в Иорданию

Мы очень долго торговались с местным менеджером и сначала заплатили только за отдых на пляже, а уже потом, после купания – за шале, так как после знакомства с Морем было принято решение оставаться. Но я хочу рассказать не о наших деловых перипетиях, а о Мертвом море!

Много написано о том, что оно удивительно, и это так! Вроде, по виду, вода вполне обычного морского цвета... Но при этом присутствует прозрачность, как в роднике. И свойства... Соль образовывала сплетения тоненьких стеклистых ниточек, которые тянулись из глубин к поверхности. Вроде обычный перенасыщенный солевой раствор, но ведь не каждый день увидишь, а это еще и море.

В этом море можно просто сесть, поджав ноги, – и не утонешь, а будешь восседать, будто на стуле или троне (в зависимости от степени мании величия). А можно просто лечь на воду, как на надувной матрас… В общем, чтобы утонуть, нужно обладать дьявольским хитроумием!

Поход в Иорданию

Вдоль берега лежат полностью покрытые солью булыжники с причудливыми вспучиваниями на поверхности. Эдакое драже в глазури... Местами попадаются веточки, покрытые солью – как будто бы замороженные, а на некоторых ветках растут сталагмиты. Слева от нас видны горы, относящиеся к Израилю, похожие на непобедимую крепость. Кто-то пошутил: “А из нашего окна земля обетованная видна”! Справа – военная база и местами розоватые песчаные горы (принадлежащие уже Иордании), и они отражаются в воде так, что с определенных точек само море имеет большие участки красного цвета. Вот такая вот красота…

…Допишу и я про Мертвое море, не читая о впечатлениях, описанных выше… Так что могу повторяться :)

Иордания вообще не отличается изысканной архитектурой, да и на нас наверняка повлияло общение с мужчинами в форме в машине с пулеметом – а потому, когда мы пошли смотреть шале, у меня было впечатление, что мы идем по военной части. Впечатление это, тем не менее, постепенно рассеялось, а к вечеру наши домики даже стали казаться симпатичными.

Поход в Иорданию

Вот, наконец, Мертвое море перед нами – покрытый камнями пляж с крутым спуском и темная масса воды, с которой мы готовились познакомиться. У меня, как и у многих, на теле было много мелких ранок и царапинок, поэтому решиться зайти в море было довольно тяжело. Но все оказалось не так страшно – лишь слегка пощипало :) А вот глаза и нос нужно было беречь. Кто-то из ребят, попробовав воду на вкус, сказал, что она настолько соленая, что даже горькая! Сначала мне так не показалось, но когда капелька прилетела в нос, я сразу согласилась с этим утверждением.

Конечно, ощущения от пребывания в воде Мертвого моря совершенно особенные... Соль струится в ней прожилками, из-за этого вода густая, будто масло. И еще ее нужно сразу смывать с себя.

Накупавшись, мы стали обсуждать возможность экскурсии в располагающийся неподалеку заповедный каньон. После долгих переговоров удалось добиться групповой скидки, но цена все равно была достаточно высокой, поэтому все отказались. На прогулку пошли мы вдвоем (Надя и Женя) по розничной цене, которая была еще выше, но в итоге не пожалели. Впрочем, расскажу по порядку.

На входе нам настойчиво предложили оставить фотоаппараты и все остальное, потому что оно промокнет. Мы оставили паспорта, а остальные вещи совершенно спокойно взяли с собой в рюкзачке, ожидая прогулку, подобную тем, которые мы уже видели – водой в каньоне нас уже не напугать! Но вышло все совсем не так.

Поход в Иорданию

Начало выдалось многообещающее: металлическая лесенка сразу уходит под воду на глубину где-то по бедро. Нас сопровождал проводник, и довольно скоро стало ясно, что без него – никак. Дело в том, что каньон узкий и полностью обводненный (за исключением нескольких отмелей на мелких участках), так что пешая прогулка превратилась в экстремальную вылазку. В ущелье множество мощных водопадов, где для того, чтобы обеспечить возможность их преодолеть, предусмотрены веревки или ступеньки. Вот в таких местах помощь гида была бесценной.

Узкий каньон с красноватыми стенами и необычным рельефом, после череды живописных на вид и бодрящих по ощущениям водопадиков (в которых мы, конечно же, вымокли до нитки), завершается самым высоким и мощным водопадом. Где-то перед ним погиб мой фотоаппарат, сначала промокнув, а впоследствии (уже в цивилизации, при попытке зарядить его), хорошенько ударил Женю током. Уже перед выходом я вспомнила, что в моем рюкзачке завалялся еще и телефон (вроде он включается, но его окончательная судьба пока неизвестна).

Гид по очереди протащил нас сквозь сильные струи за водопад – там оказалась небольшая ниша. Отдышавшись, мы пошли (местами даже поплыли) обратно. Теперь мы двигались по течению, и в безопасных местах можно было просто лечь и плыть на выход, а где-то даже и скатываться по водопадикам

Вся прогулка заняла около часа, подарив нам кучу эмоций! Не было жалко ни денег, ни испорченных вещей – ведь это такая ерунда, по сравнению с полученными впечатлениями!

…А вечером был закат над Мертвым морем. Все, кроме нас двоих, купались, но нам водных процедур в этот день хватило с изыбтком. Ночью мы наблюдали грозу над Израилем, а потом легли спать, потому что нас ждал ранний подъем и автобус в Карак.